Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-133-10

05-01-133

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-133-03

Подробное описание
Группа: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: Состав работ: Перемещение на каждый последующий километр. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 т
Категория
05-01-133
Тип работ
GESN
Трудозатраты
Затраты труда машинистов: 7.72 чел.-ч (входят в стоимость эксплуатации машин); Затраты труда рабочих: 0 чел.-ч [6]
Основное назначение
Учет затрат на каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) стальных шпунтовых свай по воде у открытого побережья (открытого рейда), в дополнение к норме 05-01-133-03.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т 1.22
Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.) 1.22

Введение

В мире сметного нормирования каждая цифра и каждый код имеют свое строго определенное значение. Норма ГЭСН 05-01-133-10 занимает особое место в Сборнике 05 "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов" . Она регулирует затраты, связанные с водной транспортировкой строительных материалов, а именно – стальных свай, в условиях открытого побережья (открытого рейда). Однако, в отличие от большинства норм, 05-01-133-10 не является самостоятельной, а выступает в качестве дополнительной, или "аддитивной", нормы. Ее основное назначение – учет затрат на каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) сверх первого километра, который учтен в базовой норме .

Понимание этой взаимосвязи критически важно для сметчиков, поскольку некорректное применение аддитивных норм является одной из наиболее распространенных ошибок, приводящих к искажению сметной стоимости. Данная статья призвана дать исчерпывающее представление о ГЭСН 05-01-133-10, ее составе, правилах применения и нюансах расчета, чтобы обеспечить точность и достоверность сметных расчетов.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 05-01-133-10 применяется для определения дополнительных затрат, возникающих при перемещении стальных свай по воде на расстояния, превышающие первый километр. Это относится к работам, выполняемым у открытого побережья или на открытом рейде . Основной вид груза, для которого предназначена данная норма – это стальные шпунтовые одиночные сваи массой 1 м до 70 кг и длиной до 24 м, перемещение которых на первый километр учтено нормой ГЭСН 05-01-133-03 .

Единицей измерения для данной нормы является "100 тонн" (100 т) перемещаемого груза . Это означает, что все ресурсные показатели нормы приведены на каждые 100 тонн транспортируемых свай за каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно).

Основные характеристики

  • Код нормы: 05-01-133-10
  • Полное наименование: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-133-03
  • Категория: 05-01-133 (Перемещение по воде свай стальных из шпунта у открытого побережья (открытого рейда))
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы)
  • Единица измерения: 100 т
  • Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1 (указывает на нормативные документы, на основании которых разработана норма).

Техническая информация

Для корректного применения ГЭСН 05-01-133-10 необходимо четко понимать состав работ, учтенные ресурсы и особенности трудозатрат.

Состав работ по норме

Состав работ по норме 05-01-133-10 предельно лаконичен и включает в себя только одну операцию: "Перемещение на каждый последующий километр" . Это подчеркивает ее аддитивный характер. Все основные операции, такие как погрузка свай на баржи, перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки, перемещение на первый километр, а также возвращение плавучих средств, учтены в базовых нормах таблицы 05-01-133, в частности, в ГЭСН 05-01-133-03 .

Таким образом, ГЭСН 05-01-133-10 покрывает только дополнительные затраты, связанные с увеличением расстояния транспортировки, что в основном выражается в дополнительном расходе топлива и амортизации плавучих средств.

Материалы и ресурсы

В ресурсной части нормы 05-01-133-10 учтены следующие основные ресурсы, необходимые для обеспечения перемещения груза на каждый последующий километр :

  • Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход 1.22 маш.-ч на 100 т перемещаемого груза за каждый последующий километр. Эти баржи являются основным средством для перевозки свай по воде.
  • Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): Расход 1.22 маш.-ч на 100 т перемещаемого груза за каждый последующий километр. Буксиры обеспечивают тягу и управление несамоходными баржами, являясь ключевым элементом водной транспортировки.

Важно отметить, что в данном случае "Баржи" и "Буксиры" фигурируют не как материалы, а как машины и механизмы, чье время эксплуатации учитывается в машино-часах. Это подтверждается тем, что в сметных программах они обычно отображаются в разделе "Эксплуатация машин и механизмов" .

Трудозатраты и время выполнения

Согласно официальным данным, прямые трудозатраты рабочих-строителей по норме ГЭСН 05-01-133-10 составляют 0 чел.-ч . Это объясняется тем, что данная норма является аддитивной и учитывает только дополнительное перемещение, а основные трудозатраты по погрузке, выгрузке и первоначальному перемещению уже учтены в базовой норме ГЭСН 05-01-133-03.

Однако, в норме учтены затраты труда машинистов, которые справочно составляют 7.72 чел.-ч на 100 т перемещаемого груза за каждый последующий километр . Эти затраты труда машинистов уже включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов (в данном случае – буксиров и барж) и не выделяются отдельной строкой для начисления заработной платы рабочих. Это стандартная практика для норм, где основную работу выполняют машины, а труд персонала является частью их эксплуатации.

Требования к квалификации

Хотя норма 05-01-133-10 не содержит прямых указаний на разряд рабочих, исходя из характера работ (управление буксирами и баржами, обеспечение безопасности водной транспортировки), можно сделать вывод, что к персоналу, задействованному в данных операциях, предъявляются высокие требования по квалификации. Это включает в себя наличие соответствующих удостоверений судоводителей, знание правил навигации, техники безопасности на воде и опыта работы с крупнотоннажными плавучими средствами. Средний разряд машинистов, как правило, отражается в общих положениях сборника ГЭСН и методических указаниях по применению сметных норм.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 05-01-133-10 требует внимательности и понимания ее взаимосвязи с базовой нормой. Ниже представлен пошаговый алгоритм расчета, примеры использования и особенности применения.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение общего расстояния транспортировки: Прежде всего, необходимо определить суммарное расстояние перемещения свай по воде (туда и обратно) в километрах. Это расстояние должно быть обосновано проектом организации строительства (ПОС) или другими проектными данными.
  2. Выделение базового километра: Из общего суммарного расстояния необходимо вычесть первый километр, который учтен в базовой норме ГЭСН 05-01-133-03.
  3. Расчет количества последующих километров: Полученное значение (общее расстояние минус 1 км) и будет количеством "последующих километров", на которое применяется норма 05-01-133-10.
  4. Определение объема груза: Установить общий объем перемещаемых стальных свай в тоннах.
  5. Приведение объема к единице измерения нормы: Разделить общий объем груза в тоннах на 100, чтобы получить количество единиц измерения нормы (100 т).
  6. Расчет затрат по норме 05-01-133-10: Умножить количество "последующих километров" на количество единиц измерения нормы (100 т) и на нормативные показатели расхода ресурсов (маш.-ч барж и буксиров).
  7. Суммирование с базовой нормой: Полученные затраты по ГЭСН 05-01-133-10 добавляются к затратам, рассчитанным по базовой норме ГЭСН 05-01-133-03 для первого километра перемещения.

Примеры использования

Пример 1: Перемещение свай на 5 км

Предположим, необходимо переместить 300 тонн стальных шпунтовых свай на расстояние 5 км (суммарный путь туда и обратно).

  • Общее расстояние: 5 км.
  • Базовый километр: 1 км (учитывается ГЭСН 05-01-133-03).
  • Последующие километры: 5 км - 1 км = 4 км.
  • Объем груза: 300 т.
  • Единицы измерения нормы: 300 т / 100 т = 3 единицы.

Расчет по ГЭСН 05-01-133-10:

  • Расход барж: 4 км * 3 ед. * 1.22 маш.-ч/100 т/км = 14.64 маш.-ч.
  • Расход буксиров: 4 км * 3 ед. * 1.22 маш.-ч/100 т/км = 14.64 маш.-ч.

К этим затратам будут добавлены затраты по ГЭСН 05-01-133-03 на первый километр для 300 тонн свай.

Пример 2: Перемещение свай на 1.5 км

Предположим, необходимо переместить 250 тонн свай на расстояние 1.5 км (суммарный путь туда и обратно).

  • Общее расстояние: 1.5 км.
  • Базовый километр: 1 км (учитывается ГЭСН 05-01-133-03).
  • Последующие километры: 1.5 км - 1 км = 0.5 км.
  • Объем груза: 250 т.
  • Единицы измерения нормы: 250 т / 100 т = 2.5 единицы.

Расчет по ГЭСН 05-01-133-10:

  • Расход барж: 0.5 км * 2.5 ед. * 1.22 маш.-ч/100 т/км = 1.525 маш.-ч.
  • Расход буксиров: 0.5 км * 2.5 ед. * 1.22 маш.-ч/100 т/км = 1.525 маш.-ч.

Особенности и ограничения

  • Условия применения: Норма строго привязана к условиям работы на открытом побережье (открытом рейде). Для закрытых акваторий или речных условий применяются другие нормы (например, ГЭСН 05-01-134 или ГЭСН 05-01-171) .
  • Тип груза: Норма предназначена для стальных шпунтовых одиночных свай. При транспортировке других видов грузов или свай иных характеристик следует использовать соответствующие нормы, если таковые имеются, или разрабатывать индивидуальные расценки.
  • Суммарный путь: Важно помнить, что "суммарный путь" означает расстояние "туда и обратно". Если в проекте указано расстояние в одном направлении, его необходимо удвоить для корректного применения нормы.
  • Аддитивный характер: Норма 05-01-133-10 всегда применяется в дополнение к базовой норме, которая учитывает первый километр перемещения. Недопустимо применять ее как самостоятельную норму для всего расстояния.
  • Отсутствие прямых трудозатрат рабочих: Отсутствие прямых трудозатрат рабочих в данной норме не означает, что работы выполняются без участия человека. Труд машинистов учтен в составе эксплуатации машин и механизмов .

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-133-10 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Применение нормы на весь путь: Одна из самых частых ошибок – применение ГЭСН 05-01-133-10 на все расстояние транспортировки, включая первый километр. Это приводит к задвоению затрат, так как первый километр уже учтен в базовой норме ГЭСН 05-01-133-03.
  • Как избежать: Всегда вычитайте первый километр из общего расстояния перед применением 05-01-133-10. Убедитесь, что базовая норма 05-01-133-03 (или другая соответствующая норма для первого километра) также включена в смету.
  1. Неправильное определение суммарного пути: Игнорирование условия "туда и обратно" при расчете расстояния. Если проектное расстояние указано только в одну сторону, его необходимо удвоить.
  • Как избежать: Внимательно читайте описание нормы и проектную документацию. Уточняйте, какое расстояние (в одну сторону или суммарное) указано в исходных данных.
  1. Применение к несоответствующему грузу или условиям: Использование нормы для транспортировки других видов грузов (например, песка, щебня) или в других условиях (например, в закрытой акватории, на реке).
  • Как избежать: Проверяйте соответствие типа груза и условий транспортировки описанию нормы. Используйте специализированные нормы для других видов работ, если они существуют.
  1. Неверный учет трудозатрат: Попытка добавить трудозатраты рабочих к данной норме, несмотря на то, что они учтены в эксплуатации машин или отсутствуют как прямые затраты.
  • Как избежать: Помните, что труд машинистов уже включен в стоимость эксплуатации машин. Дополнительные трудозатраты рабочих по данной норме не предусматриваются.

Практические советы

  • Всегда начинайте с базовой нормы: При расчете затрат на водную транспортировку всегда сначала применяйте соответствующую базовую норму для первого километра (например, ГЭСН 05-01-133-03), а затем – аддитивную норму 05-01-133-10 для последующих километров.
  • Документальное подтверждение расстояния: Расстояние транспортировки должно быть четко обосновано в проектной документации (ПОС, ППР). Это поможет избежать спорных вопросов при проверке сметы.
  • Используйте актуальные сборники ГЭСН: Нормативные базы периодически обновляются. Убедитесь, что вы используете самую актуальную редакцию Сборника ГЭСН-2001 (или ГЭСН-2022) и все действующие изменения и дополнения к ним .
  • Консультируйтесь с экспертами: В случае сомнений или нестандартных ситуаций не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или в специализированные организации по ценообразованию.

Связанные нормы

ГЭСН 05-01-133-10 является частью большой группы норм, регулирующих перемещение свай по воде. Наиболее тесно она связана с:

  • ГЭСН 05-01-133-03: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных" . Это базовая норма, к которой добавляются затраты по 05-01-133-10.

В рамках той же таблицы 05-01-133 существуют и другие нормы для перемещения свай на первый километр, отличающиеся характеристиками свай (массой и длиной) :

  • ГЭСН 05-01-133-01: для свай массой 1 м до 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных.
  • ГЭСН 05-01-133-02: для свай массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных.
  • ГЭСН 05-01-133-04: для свай массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных.
  • ГЭСН 05-01-133-05: для свай массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных .
  • ГЭСН 05-01-133-06: для свай массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 30 м шпунтовых одиночных.
  • ГЭСН 05-01-133-07: для свай массой 1 м свыше 70 кг, длиной свыше 30 м шпунтовых одиночных.

Соответственно, существуют и другие аддитивные нормы для последующих километров, привязанные к этим базовым нормам :

Также могут быть полезны нормы из других сборников, касающиеся водного транспорта или погрузочно-разгрузочных работ, например, из Сборника 44 "Подводно-строительные (водолазные) работы" .

Контрольные моменты

При проверке сметы, содержащей ГЭСН 05-01-133-10, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Наличие базовой нормы: Убедитесь, что в смете присутствует соответствующая базовая норма (например, ГЭСН 05-01-133-03) для первого километра перемещения.
  • Корректность расстояния: Проверьте, что расстояние для применения 05-01-133-10 рассчитано как "общее расстояние минус 1 км" и что учтен суммарный путь (туда и обратно).
  • Соответствие груза и условий: Убедитесь, что тип перемещаемых свай и условия работы (открытый рейд) соответствуют описанию нормы.
  • Обоснование: Наличие проектных данных (ПОС, ППР), подтверждающих необходимость и расстояние водной транспортировки.
  • Актуальность нормативов: Проверьте, что применяются актуальные редакции ГЭСН и индексы пересчета в текущие цены, если смета составляется в текущих ценах .

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам точно и обоснованно применять норму ГЭСН 05-01-133-10, избегая ошибок и обеспечивая достоверность сметной документации.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-133-10 является аддитивной и применяется только для последующих километров перемещения.

  • Она добавляется к базовой норме ГЭСН 05-01-133-03, которая учитывает первый километр.

  • Единица измерения нормы – 100 тонн перемещаемого груза.

  • Учитывает эксплуатацию несамоходных барж (250 т) и дизельных буксиров (294 кВт) .

  • Трудозатраты рабочих по данной норме составляют 0 чел.-ч, труд машинистов учтен в стоимости эксплуатации машин .

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-133-10 применяется для учета дополнительных затрат на каждый последующий километр перемещения (туда и обратно) стальных шпунтовых свай по воде у открытого побережья (открытого рейда), после первого километра, который учтен базовой нормой ГЭСН 05-01-133-03.

В норме 05-01-133-10 учтены ресурсы, относящиеся к эксплуатации машин и механизмов: несамоходные баржи грузоподъемностью 250 т и дизельные буксиры мощностью 294 кВт (400 л.с.). Расход этих ресурсов составляет 1.22 маш.-ч для каждого на 100 т груза за каждый последующий километр .

Прямые трудозатраты рабочих-строителей по норме 05-01-133-10 не предусмотрены (0 чел.-ч). Затраты труда машинистов составляют 7.72 чел.-ч на 100 т перемещаемого груза за каждый последующий километр и уже включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов .

Расстояние для применения нормы 05-01-133-10 рассчитывается как суммарный путь (туда и обратно) за вычетом первого километра. Например, если общее расстояние 5 км, то норма применяется на 4 км (5-1=4). Если проектное расстояние указано только в одну сторону, его необходимо удвоить для получения суммарного пути.

Практические советы

1

Всегда начинайте расчет с базовой нормы для первого километра (например, ГЭСН 05-01-133-03), а затем применяйте 05-01-133-10 для последующих километров.

2

Обосновывайте расстояние транспортировки проектной документацией (ПОС, ППР) для избежания спорных вопросов.

3

Регулярно проверяйте актуальность используемых сборников ГЭСН и всех действующих изменений и дополнений.

4

Внимательно изучайте состав работ и ресурсную часть нормы, чтобы понимать, какие затраты она покрывает.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы 05-01-133-10 на весь путь транспортировки, включая первый километр, что приводит к задвоению затрат.

!
Ошибка 2

Неправильный расчет суммарного пути (туда и обратно), особенно если в проекте указано расстояние только в одну сторону.

!
Ошибка 3

Использование нормы для транспортировки грузов, отличных от стальных шпунтовых свай, или в условиях, отличных от открытого побережья/рейда.

!
Ошибка 4

Попытка дополнительно учесть трудозатраты рабочих, которые уже включены в стоимость эксплуатации машин или не предусмотрены данной аддитивной нормой.

1
05-01-133-03

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных

Базовая норма, к которой добавляются затраты по 05-01-133-10.

2
05-01-133-01

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных

Базовая норма для другого типа свай, к которой также могут быть аналогичные аддитивные нормы.

3
05-01-133-11

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-133-04

Аналогичная аддитивная норма, но привязанная к другой базовой норме таблицы 05-01-133.

4
05-01-134

Перемещение по воде свай стальных коробчатых и из труб в закрытой акватории

Альтернативная норма для перемещения свай в других условиях (закрытая акватория).

Технические характеристики

Единица измерения
100 т
Категория
05-01-133
Тип работ
GESN
Материалы
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: 1.22 маш.-ч; Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): 1.22 маш.-ч [6]

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: