Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-133-02 является важным инструментом для точного определения затрат на выполнение специфических строительных работ, связанных с перемещением стальных свай по воде. Эта норма включена в Сборник №5 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов" ГЭСН-2001 (и последующих редакций, таких как ГЭСН-2020, ГЭСН-2022), который регламентирует свайные работы, выполняемые в морских и речных условиях с плавучих средств.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-133-02 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов) при выполнении работ по перемещению стальных шпунтовых одиночных свай по воде. Ключевые параметры, определяющие область применения данной нормы, включают:
- Тип свай: Стальные шпунтовые одиночные сваи.
- Масса 1 м сваи: До 70 кг.
- Длина сваи: До 15 м.
- Условия перемещения: По воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда).
Эта норма является обязательной для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Основные характеристики
Единицей измерения для ГЭСН 05-01-133-02 является "100 тонн" перемещаемых свай. Это означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы) приведены из расчета на перемещение ста тонн свай. Норма отражает среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных работ.
Техническая информация
Для корректного применения ГЭСН 05-01-133-02 необходимо четко понимать состав работ, учтенные ресурсы и требования к квалификации персонала.
Состав работ по норме
Состав работ, учтенный в ГЭСН 05-01-133-02, включает полный комплекс операций, необходимых для перемещения стальных свай по воде на первый километр у открытого побережья. Согласно официальным данным, в него входят следующие технологические этапы:
- Погрузка свай на баржи. Этот этап включает все операции по перемещению свай с места складирования на плавучие средства (баржи), подготовленные для транспортировки. Это может включать использование кранов, строповку, укладку и закрепление свай для безопасной перевозки.
- Перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки. Данный пункт охватывает маневрирование барж и буксиров в пределах непосредственной зоны выполнения работ, необходимое для позиционирования и начала основного перемещения.
- Перемещение свай на первый километр. Это основная операция, включающая буксировку барж со сваями на расстояние до одного километра от начальной точки в условиях открытого побережья (открытого рейда).
- Возвращение плавучих средств. После доставки свай на требуемое расстояние, норма учитывает затраты на возврат буксиров и барж в исходную точку или к следующему месту загрузки.
Важно отметить, что данная норма не включает затраты на перебазировку плавучих технических средств на объекты работ и с объектов, эти затраты должны учитываться в локальных (объектных) сметах дополнительно.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 05-01-133-02 определяет потребность в следующих основных ресурсах для выполнения работ по перемещению 100 тонн стальных свай:
Трудозатраты рабочих:
Затраты труда рабочих (средний разряд 3,1): 19.15 чел.-ч.
Машины и оборудование:
Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 25 т: 16.69 маш.-ч.
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: 22.74 маш.-ч.
Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): 4.29 маш.-ч.
Прямые материальные ресурсы (например, сами сваи) в данной норме не учтены, поскольку норма описывает услугу по их перемещению, а не поставку.
Требования к квалификации
Средний разряд рабочих, учтенный в норме, составляет 3,1. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала, способного выполнять работы, связанные с погрузкой, перемещением и разгрузкой свай на воде, а также управлением плавучими средствами и кранами. Рабочие должны обладать необходимыми навыками и знаниями в области морских или речных транспортных операций и техники безопасности.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-133-02 требует понимания алгоритма расчета и учета специфических условий.
Пошаговый алгоритм расчета
Для расчета сметной стоимости перемещения стальных свай по норме 05-01-133-02 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определить общий объем перемещаемых свай: Измерьте или рассчитайте общую массу стальных шпунтовых свай, подлежащих перемещению, в тоннах.
- Привести объем к единице измерения нормы: Поскольку норма рассчитана на 100 тонн, разделите общий объем свай на 100. Например, если нужно переместить 500 тонн свай, расчетный объем составит 500 / 100 = 5 единиц измерения нормы.
- Умножить ресурсные показатели на расчетный объем: Умножьте количество трудозатрат и машино-часов, указанных в норме, на полученный расчетный объем. Например, для 500 тонн свай:
- Трудозатраты рабочих: 19.15 чел.-ч/100 т * 5 = 95.75 чел.-ч.
- Машино-часы крана: 16.69 маш.-ч/100 т * 5 = 83.45 маш.-ч.
- Машино-часы баржи: 22.74 маш.-ч/100 т * 5 = 113.70 маш.-ч.
- Машино-часы буксира: 4.29 маш.-ч/100 т * 5 = 21.45 маш.-ч.
- Применить текущие индексы пересчета: Полученные ресурсные показатели затем умножаются на соответствующие текущие индексы пересчета (индексы к элементам прямых затрат), чтобы получить сметную стоимость в текущих ценах.
- Учесть дополнительные затраты: Дополнительно необходимо учесть затраты, не предусмотренные данной нормой, такие как перебазировка плавучих средств, а также накладные расходы и сметная прибыль.
Примеры использования
Пример 1: Перемещение 250 тонн свай.
Предположим, требуется переместить 250 тонн стальных шпунтовых свай массой 1 м до 70 кг и длиной до 15 м на первый километр у открытого побережья.
- Расчетный объем: 250 т / 100 т = 2.5 единицы измерения нормы.
- Трудозатраты рабочих: 19.15 чел.-ч * 2.5 = 47.875 чел.-ч.
- Краны на гусеничном ходу, 25 т: 16.69 маш.-ч * 2.5 = 41.725 маш.-ч.
- Баржи несамоходные, 250 т: 22.74 маш.-ч * 2.5 = 56.85 маш.-ч.
- Буксиры дизельные, 294 кВт: 4.29 маш.-ч * 2.5 = 10.725 маш.-ч.
Пример 2: Учет последующих километров.
Если требуется переместить сваи на 3 километра, то для первого километра применяется ГЭСН 05-01-133-02, а для последующих двух километров – соответствующая норма на каждый последующий километр, например, ГЭСН 05-01-133-08 "Перемещение по воде на каждый последующий километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных". Расчет для каждого километра будет производиться отдельно, а затем суммироваться.
Особенности и ограничения
- Условия акватории: Норма строго применима для "открытого побережья (открытого рейда)". Использование ее для закрытых акваторий или речных условий может быть некорректным и требует применения других норм (например, ГЭСН 05-01-130-05 для закрытой акватории).
- Расстояние: Норма учитывает только "первый километр" перемещения. Для каждого последующего километра необходимо применять отдельные нормы, которые обычно находятся в той же таблице или смежных таблицах сборника ГЭСН 05-01-133.
- Характеристики свай: Важно строго соблюдать указанные в норме характеристики свай: стальные, шпунтовые, одиночные, массой 1 м до 70 кг и длиной до 15 м. Отклонения требуют применения других норм из той же группы (например, ГЭСН 05-01-133-03 для свай длиной до 24 м или ГЭСН 05-01-133-05 для свай массой свыше 70 кг).
- Неучтенные затраты: Как уже упоминалось, затраты на перебазировку плавучих технических средств не учтены в ГЭСН и должны быть добавлены отдельно. Также не учитываются затраты на пропуск судов при работе на реках и водоемах, за исключением некоторых норм сборника 44.
Полезная информация
Для эффективной работы со сметными нормами важно знать о типичных ошибках и способах их предотвращения, а также о связанных нормах и контрольных моментах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный учет расстояния: Одна из наиболее частых ошибок – применение нормы 05-01-133-02 для всего расстояния перемещения, если оно превышает один километр. Как избежать: Всегда используйте дополнительные нормы для каждого последующего километра перемещения (например, ГЭСН 05-01-133-08).
- Несоответствие характеристик свай: Применение нормы для свай, не соответствующих указанным параметрам (масса 1 м, длина, тип). Как избежать: Внимательно сверяйте проектные данные с описанием нормы. Если сваи отличаются, ищите подходящую норму в той же таблице 05-01-133 или смежных таблицах (например, ГЭСН 05-01-133-01 для более коротких свай или ГЭСН 05-01-133-05 для более тяжелых).
- Игнорирование условий акватории: Применение нормы, предназначенной для "открытого побережья (открытого рейда)", к работам в закрытых акваториях или на реках. Как избежать: Убедитесь, что условия проекта соответствуют условиям нормы. Для других условий существуют отдельные нормы (например, ГЭСН 05-01-131 для железобетонных свай в открытом побережье или другие нормы для закрытых акваторий).
- Неучет дополнительных затрат: Забывают включить в смету затраты на перебазировку плавучих технических средств. Как избежать: Всегда проверяйте техническую часть сборника ГЭСН и проект организации строительства на предмет неучтенных затрат, которые должны быть добавлены отдельными позициями.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР). Они содержат ключевую информацию о типе свай, условиях перемещения, расстоянии и необходимости дополнительных операций.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений относительно применения нормы, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или инженерам-технологам, специализирующимся на морских работах.
- Использование актуальных баз: Всегда используйте актуальные редакции сметно-нормативных баз (ГЭСН-2020, ГЭСН-2022 и т.д.) и следите за выходом изменений и дополнений к ним.
- Обоснование охранных буксиров: При производстве работ в условиях, требующих охранных буксиров (например, при использовании судов без сертификата на неограниченный район судоходства), их количество и мощность должны быть обоснованы в проекте организации строительства и, при необходимости, согласованы со службами, отвечающими за безопасность плавания.
Связанные нормы
В сборнике ГЭСН 05-01-133 предусмотрены нормы для различных параметров стальных свай и условий перемещения. К ним относятся:
- ГЭСН 05-01-133-01: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных.
- ГЭСН 05-01-133-03: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных.
- ГЭСН 05-01-133-05: Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных.
- ГЭСН 05-01-133-08: Перемещение по воде на каждый последующий километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных. Эта норма используется для учета затрат на перемещение свай на расстояние более одного километра.
Также существуют нормы для перемещения железобетонных свай, например, Таблица 05-01-131 "Перемещение по воде железобетонных свай у открытого побережья (открытого рейда)".
Контрольные моменты
- Проверка исходных данных: Убедитесь, что все исходные данные (тип, масса, длина свай, расстояние перемещения, условия акватории) точно соответствуют описанию нормы.
- Комплексность сметы: Помните, что ГЭСН 05-01-133-02 является частью общего комплекса работ. Необходимо учитывать все сопутствующие затраты, включая подготовительные работы, мобилизацию/демобилизацию, а также накладные расходы и сметную прибыль.
- Документальное подтверждение: Всегда имейте под рукой официальные документы (сборники ГЭСН, технические части, письма Минстроя), подтверждающие правомерность применения выбранных норм.
Заключение
ГЭСН 05-01-133-02 – это специфическая, но крайне важная норма для сметчиков, работающих с морскими строительными проектами. Тщательное изучение ее состава, условий применения и связанных норм позволит избежать ошибок в расчетах и обеспечить точность сметной документации. Правильное применение этой нормы гарантирует адекватное планирование ресурсов и прозрачность затрат на перемещение стальных шпунтовых свай по воде в условиях открытого побережья, что является залогом успешной реализации любого строительного проекта.
Ключевые моменты
-
Применяется для перемещения стальных шпунтовых свай массой 1 м до 70 кг и длиной до 15 м.
-
Учитывает перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда).
-
Включает погрузку свай на баржи, перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки, перемещение свай на первый километр и возврат плавучих средств.
-
Норма рассчитана на 100 тонн перемещаемых свай.
-
Не учитывает затраты на перемещение свай на последующие километры и перебазировку плавучих средств.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-133-02?
Когда применяется ГЭСН 05-01-133-02?
Применяется для определения сметных затрат на перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) стальных шпунтовых свай, масса 1 м которых не превышает 70 кг, а длина — 15 м.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В данной норме ГЭСН не предусмотрены прямые материальные ресурсы в виде свай, так как норма описывает услугу по их перемещению. Учтены затраты на эксплуатацию машин и механизмов, а также трудозатраты рабочих.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 19.15 чел.-ч затрат труда рабочих со средним разрядом 3,1 на каждые 100 тонн перемещаемых свай.
4 Что входит в состав работ по данной норме?
Что входит в состав работ по данной норме?
В состав работ входят: погрузка свай на баржи, перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки, перемещение свай на первый километр, а также возвращение плавучих средств.
Практические советы
Всегда проверяйте соответствие характеристик свай (масса, длина, тип) и условий перемещения (открытое побережье, первый километр) требованиям нормы.
Для расчета перемещения на последующие километры используйте соответствующие нормы из той же группы (например, ГЭСН 05-01-133-08).
Включайте в смету дополнительные затраты на перебазировку плавучих средств, если это предусмотрено проектом организации строительства.
При работе в сложных морских условиях или при необходимости охранных буксиров, убедитесь, что их количество и мощность обоснованы в проекте организации строительства.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы для перемещения свай на расстояние более одного километра без учета дополнительных норм.
Использование нормы для свай, не соответствующих указанным характеристикам (масса 1 м, длина, тип).
Неучет специфики акватории (закрытая акватория вместо открытого побережья).
Игнорирование необходимости учета затрат на перебазировку плавучих технических средств, которые не учтены в ГЭСН.