Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-133-06 является ключевым инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по перемещению строительных материалов в сложных морских условиях. Эта норма, входящая в состав Сборника ГЭСН-2022 (ранее ГЭСН-2001, ГЭСН-2020) "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", регламентирует затраты на водную транспортировку стальных шпунтовых свай.
Основное назначение нормы 05-01-133-06 — определение потребности в ресурсах (трудозатраты рабочих, время эксплуатации строительных машин и механизмов) для выполнения комплекса работ по перемещению стальных шпунтовых одиночных свай по воде. Важно отметить, что данная норма применяется исключительно для перемещения на первый километр пути у открытого побережья (открытого рейда). Она охватывает сваи с удельной массой 1 м свыше 70 кг и длиной до 30 м.
Единицей измерения для данной нормы является 100 тонн перемещаемых свай. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены из расчета на 100 тонн массы свай, подлежащих транспортировке. Понимание специфики этой нормы позволяет сметчикам точно учитывать затраты на логистику тяжелых строительных элементов в условиях морского строительства, что является критически важным для формирования достоверной сметной документации.
Техническая информация
Норма ГЭСН 05-01-133-06 детализирует полный комплекс работ и необходимых ресурсов для эффективного и безопасного перемещения стальных шпунтовых свай по воде в условиях открытого побережья. Точное понимание состава работ и расхода ресурсов является основой для корректного применения данной нормы в сметных расчетах.
Состав работ по норме
Состав работ, учтенный в ГЭСН 05-01-133-06, включает в себя четыре основные операции, обеспечивающие полный цикл перемещения свай на первый километр:
- Погрузка свай на баржи. Этот этап включает все необходимые действия по перемещению стальных шпунтовых свай с берега или другого плавучего средства на грузовые баржи. Это может включать строповку, подъем, перемещение и укладку свай с соблюдением правил безопасности и равномерного распределения нагрузки на палубе баржи. Для выполнения этих операций используются плавучие краны, учтенные в составе ресурсов нормы.
- Перемещение плавучих средств в зоне рабочей площадки. Данная операция охватывает маневрирование и позиционирование барж и буксиров в пределах рабочей зоны у открытого побережья. Это может быть необходимо для подхода к месту погрузки/разгрузки, разворота или ожидания в безопасной зоне. Эффективность этого этапа напрямую зависит от мощности и маневренности буксиров, а также квалификации экипажа.
- Перемещение свай на первый километр. Это основной этап, который включает непосредственную транспортировку груженых барж с помощью буксиров на расстояние до одного километра от точки отправления до места назначения. Условия открытого побережья подразумевают потенциальное воздействие волнения, течений и ветра, что требует от буксиров достаточной мощности и устойчивости. Норма учитывает затраты на этот начальный участок пути.
- Возвращение плавучих средств. После доставки свай на место назначения, норма предусматривает возврат порожних барж и буксиров к исходной точке или к следующему месту погрузки. Этот этап также является неотъемлемой частью логистического процесса и учитывает затраты времени и ресурсов на обратный путь.
Материалы и ресурсы
В ГЭСН 05-01-133-06 учтены затраты на эксплуатацию основных машин и механизмов, необходимых для выполнения указанных работ. Сами стальные шпунтовые сваи не являются материалом, учтенным в данной норме, поскольку они выступают в качестве объекта перемещения и их стоимость определяется отдельно по проектным данным. Ниже приведены основные ресурсы, их расход на 100 тонн перемещаемых свай:
- Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход 18.44 маш.-ч. Эти баржи служат основной платформой для транспортировки свай. Их несамоходность подразумевает необходимость использования буксиров для перемещения. Грузоподъемность в 250 тонн указывает на возможность перевозки значительных объемов свай за один рейс, что влияет на общую эффективность работ.
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): Расход 3.17 маш.-ч. Буксиры являются движущей силой для барж. Их мощность в 400 л.с. достаточна для работы в условиях открытого рейда, где могут возникать ветровые и волновые нагрузки. Расход буксиров относительно невелик, так как они используются для перемещения как груженых, так и порожних барж.
- Краны плавучие при работе на открытом рейде, самоходные, 16 т: Расход 15.31 маш.-ч. Плавучие краны необходимы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ свай на баржи. Их самоходность обеспечивает мобильность в зоне рабочей площадки, а грузоподъемность в 16 тонн позволяет работать с тяжелыми шпунтовыми сваями, соответствующими параметрам нормы (масса 1 м свыше 70 кг, длина до 30 м).
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты рабочих-строителей являются одним из ключевых показателей, учтенных в ГЭСН. Для нормы 05-01-133-06 предусмотрены следующие показатели:
- Средний разряд работы: 3.1.
- Трудозатраты рабочих-строителей: 23.32 чел.-ч на 100 тонн перемещаемых свай. Эти человеко-часы включают труд рабочих, занятых на погрузке, швартовке, контроле перемещения и других сопутствующих операциях. Средний разряд 3.1 указывает на необходимость наличия квалифицированного персонала для выполнения данных работ.
Время выполнения работ напрямую зависит от объема перемещаемых свай и эффективности организации процесса. Нормативные показатели по машинам и трудозатратам позволяют рассчитать продолжительность работ для конкретного объема.
Требования к квалификации
Выполнение работ по перемещению свай по воде требует от персонала специфических знаний и навыков. Рабочие-строители должны обладать квалификацией, соответствующей среднему разряду 3.1, что подразумевает умение выполнять работы средней сложности, связанные с такелажными операциями, швартовкой, контролем груза. Машинисты плавучих кранов и экипажи буксиров должны иметь соответствующие допуски и опыт работы на водном транспорте и с грузоподъемными механизмами в морских условиях. Особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности на воде и при работе с тяжелыми грузами.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-133-06 в сметных расчетах требует внимательного анализа проектных данных и условий выполнения работ. Эта норма является частью комплексного подхода к ценообразованию в строительстве и должна использоваться в сочетании с другими нормативными документами.
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного расчета стоимости перемещения стальных шпунтовых свай с использованием нормы ГЭСН 05-01-133-06, сметчику необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема работ: Установить общую массу стальных шпунтовых одиночных свай, подлежащих перемещению, в тоннах. Убедиться, что сваи соответствуют параметрам нормы: масса 1 м свыше 70 кг и длина до 30 м. Если сваи не соответствуют этим параметрам, следует искать другие, более подходящие нормы из сборника ГЭСН 05.
- Определение расстояния перемещения: Выяснить фактическое расстояние перемещения свай по воде. Если это расстояние не превышает 1 км, применяется только норма 05-01-133-06. Если расстояние больше 1 км, то для первого километра применяется 05-01-133-06, а для каждого последующего километра суммарного пути (туда и обратно) необходимо дополнительно применять норму ГЭСН 05-01-133-13.
- Расчет нормативного расхода ресурсов: Разделить общую массу свай на 100 (поскольку единица измерения нормы – 100 т) для получения количества единиц измерения нормы. Умножить полученное значение на нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы барж, буксиров, кранов), указанные в норме.
- Применение текущих индексов: Полученные ресурсные показатели (в натуральном выражении) необходимо перевести в стоимостное выражение, используя текущие сметные цены на ресурсы и соответствующие индексы пересчета в текущий уровень цен. ГЭСН содержат только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость в рублях.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (стоимость ресурсов) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями и нормативами.
Примеры использования
Пример 1: Перемещение 500 тонн свай на 0.8 км
Допустим, необходимо переместить 500 тонн стальных шпунтовых одиночных свай (массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 30 м) по воде у открытого побережья на расстояние 0.8 км.
- Объем работ: 500 т.
- Количество единиц измерения нормы: 500 т / 100 т = 5 ед.
- Расчет ресурсов:
- Трудозатраты рабочих: 23.32 чел.-ч/100 т * 5 ед. = 116.6 чел.-ч.
- Баржи: 18.44 маш.-ч/100 т * 5 ед. = 92.2 маш.-ч.
- Буксиры: 3.17 маш.-ч/100 т * 5 ед. = 15.85 маш.-ч.
- Краны плавучие: 15.31 маш.-ч/100 т * 5 ед. = 76.55 маш.-ч.
Эти ресурсные показатели затем переводятся в денежное выражение с учетом текущих цен и индексов.
Пример 2: Перемещение 750 тонн свай на 3.5 км
Необходимо переместить 750 тонн стальных шпунтовых одиночных свай (массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 30 м) по воде у открытого побережья на расстояние 3.5 км.
Объем работ: 750 т.
Количество единиц измерения нормы для 05-01-133-06 (первый км): 750 т / 100 т = 7.5 ед.
Расстояние для последующих километров: 3.5 км - 1 км = 2.5 км. Поскольку норма ГЭСН 05-01-133-13 применяется на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно), это означает, что для 2.5 км перемещения в одну сторону, суммарный путь составит 5 км. Таким образом, для последующих километров применяется 5 единиц нормы 05-01-133-13.
Расчет ресурсов для 05-01-133-06:
Трудозатраты рабочих: 23.32 чел.-ч/100 т * 7.5 ед. = 174.9 чел.-ч.
Баржи: 18.44 маш.-ч/100 т * 7.5 ед. = 138.3 маш.-ч.
Буксиры: 3.17 маш.-ч/100 т * 7.5 ед. = 23.775 маш.-ч.
Краны плавучие: 15.31 маш.-ч/100 т * 7.5 ед. = 114.825 маш.-ч.
Расчет ресурсов для ГЭСН 05-01-133-13 (для 5 последующих км суммарного пути): Необходимо обратиться к составу ресурсов нормы 05-01-133-13. Предположим, что для 100 т свай на каждый последующий километр суммарного пути норма 05-01-133-13 предусматривает, например, 4.25 маш.-ч буксиров (как указано в одном из поисковых результатов для 05-01-133-06, но это, вероятно, опечатка и относится к 05-01-133-13). Тогда:
Буксиры: (нормативный расход 05-01-133-13 на 100 т/км) * 7.5 ед. * 5 км.
Важно всегда проверять актуальные данные по норме ГЭСН 05-01-133-13 в действующей сметно-нормативной базе, так как ресурсный состав может меняться.
Особенности и ограничения
- Условия применения: Норма строго предназначена для работ у открытого побережья (открытого рейда). Это означает, что она не может быть применена для перемещения свай в закрытых акваториях, реках или каналах. Для таких условий существуют другие нормы, например, ГЭСН 05-01-130 или ГЭСН 05-01-132.
- Параметры свай: Норма применима только для стальных шпунтовых одиночных свай с массой 1 м свыше 70 кг и длиной до 30 м. Использование нормы для свай других типов (например, железобетонных – для них есть ГЭСН 05-01-131), других масс или длин будет некорректным.
- Расстояние: Норма покрывает только первый километр перемещения. Это критическое ограничение, требующее обязательного применения дополнительных норм для больших расстояний.
- Неучтенные затраты: ГЭСН 05-01-133-06 не учитывает стоимость самих шпунтовых свай, а также затраты на их изготовление, сращивание (если требуется), подготовку к погрузке (например, изготовление клиновидных свай, проверка замков, маркировка), или последующее погружение. Эти работы должны быть учтены по другим соответствующим нормам сборника ГЭСН 05.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-133-06 сметчикам важно не только знать ее состав, но и понимать нюансы применения, избегать распространенных ошибок и использовать практические советы.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение типа акватории: Одна из самых частых ошибок – применение данной нормы для перемещения свай в речных условиях или закрытых акваториях. Норма 05-01-133-06 четко указывает на "открытое побережье (открытый рейд)". Для других условий существуют отдельные нормы (например, ГЭСН 05-01-130 для закрытых акваторий). Всегда проверяйте проектную документацию на предмет условий проведения работ.
- Игнорирование расстояния перемещения: Норма покрывает только первый километр. Забывая учесть дополнительные километры с помощью ГЭСН 05-01-133-13, сметчик существенно занижает стоимость работ. Важно помнить, что норма 05-01-133-13 применяется на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно).
- Несоответствие параметров свай: Применение нормы для свай, не соответствующих указанным параметрам (масса 1 м свыше 70 кг, длина до 30 м), или для других типов свай (например, железобетонных) является грубой ошибкой. Всегда сверяйте характеристики свай из проекта с описанием нормы.
- Включение стоимости свай: ГЭСН 05-01-133-06, как и другие элементные нормы, определяет только затраты на выполнение работ (трудозатраты, эксплуатация машин). Стоимость самих стальных шпунтовых свай не учтена в норме и должна быть добавлена в смету отдельной позицией по соответствующим ценам на материалы.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся гидротехнических работ, логистики и характеристик используемых свай. Это поможет избежать ошибок в выборе и применении норм.
- Использование актуальных баз: Всегда используйте самую актуальную версию сметно-нормативной базы (например, ГЭСН-2022) и действующие индексы пересчета в текущие цены. Нормативы регулярно обновляются, и использование устаревших данных может привести к значительным искажениям в смете.
- Комплексный подход: Помните, что перемещение свай – это лишь один из этапов свайных работ. Учитывайте все сопутствующие операции: изготовление, погружение, извлечение (если предусмотрено проектом). Для каждой из этих операций существуют свои ГЭСН (например, ГЭСН 05-01-012 для погружения вибропогружателем, ГЭСН 05-01-013 для извлечения).
- Консультации со специалистами: В случае сомнений или при работе с нестандартными условиями, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или инженерам-гидротехникам. Их практический опыт может быть бесценным.
Связанные нормы
ГЭСН 05-01-133-06 является частью обширной группы норм, регулирующих перемещение свай по воде. Ниже представлены некоторые из них, которые могут быть применимы в различных сценариях:
- ГЭСН 05-01-133-13: "На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к расценке 05-01-133-06". Это наиболее тесно связанная норма, используемая для учета затрат на транспортировку свай на расстояния, превышающие первый километр.
- ГЭСН 05-01-133-05: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных". Отличается от 05-01-133-06 только максимальной длиной свай.
- ГЭСН 05-01-133-07: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: пакетных из 11 шпунтин". Применяется для перемещения шпунтовых свай, объединенных в пакеты.
- ГЭСН 05-01-131: "Перемещение по воде железобетонных свай у открытого побережья (открытого рейда)". Используется для транспортировки железобетонных свай в аналогичных условиях.
- ГЭСН 05-01-130: "Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории железобетонных: свай-оболочек длиной до 32 м, диаметром до 2 м". Применяется для железобетонных свай в закрытых акваториях.
- ГЭСН 05-01-132: "Перемещение по воде свай стальных из шпунта в закрытой акватории". Аналогична 05-01-133-06, но для закрытых акваторий.
Контрольные моменты
При проверке смет, содержащих норму ГЭСН 05-01-133-06, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие условий: Убедитесь, что работы действительно выполняются у открытого побережья и перемещаются именно стальные шпунтовые одиночные сваи с указанными параметрами.
- Корректность расстояния: Проверьте, правильно ли учтены километры перемещения. Если расстояние больше 1 км, должна быть применена норма ГЭСН 05-01-133-13 для каждого последующего километра суммарного пути.
- Наличие всех необходимых ресурсов: Убедитесь, что в смете учтены все машины и механизмы, предусмотренные нормой, а также трудозатраты рабочих.
- Применение актуальных цен и индексов: Проверьте, что для перевода ресурсных показателей в стоимостное выражение использованы актуальные сметные цены и индексы пересчета.
- Отсутствие дублирования затрат: Убедитесь, что стоимость самих свай не включена в данную норму, а учтена отдельно.
Заключение
ГЭСН 05-01-133-06 является важной нормой для точного определения затрат на перемещение тяжелых стальных шпунтовых свай в условиях морского строительства. Ее правильное применение требует внимательности к деталям: типу акватории, параметрам свай и расстоянию транспортировки. Сметчики, освоившие нюансы данной нормы и ее взаимосвязь с другими элементами сметно-нормативной базы, смогут формировать достоверные и обоснованные сметы, что является залогом успешной реализации проектов в области гидротехнического и берегоукрепительного строительства.
Ключевые моменты
-
Норма применяется для перемещения стальных шпунтовых одиночных свай по воде у открытого побережья (открытого рейда).
-
Учитывает затраты на перемещение свай на первый километр пути.
-
Распространяется на сваи массой 1 м свыше 70 кг и длиной до 30 м.
-
Состав работ включает погрузку свай на баржи, перемещение плавучих средств и их возврат.
-
В норме учтены машино-часы барж, буксиров и плавучих кранов, а также трудозатраты рабочих.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-133-06?
Когда применяется ГЭСН 05-01-133-06?
ГЭСН 05-01-133-06 применяется для определения затрат на перемещение стальных шпунтовых одиночных свай (массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 30 м) по воде у открытого побережья (открытого рейда) на первый километр пути.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В данной норме не учтены сами сваи как материалы, поскольку они являются объектом перемещения. Учтены затраты на эксплуатацию следующих машин и механизмов: несамоходные баржи грузоподъемностью 250 т, дизельные буксиры мощностью 294 кВт (400 л.с.) и самоходные плавучие краны грузоподъемностью 16 т.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 23.32 человеко-часов на каждые 100 тонн перемещаемых свай при среднем разряде работы 3.1.
4 Что делать, если расстояние перемещения больше одного километра?
Что делать, если расстояние перемещения больше одного километра?
Если расстояние перемещения превышает один километр, для каждого последующего километра суммарного пути (туда и обратно) необходимо дополнительно применять норму ГЭСН 05-01-133-13, которая учитывает затраты на дальнюю транспортировку.
Практические советы
Всегда тщательно проверяйте проектную документацию, чтобы убедиться, что условия работ (открытое побережье, тип и параметры свай) соответствуют области применения нормы.
При расчете общего расстояния перемещения свай, не забывайте учитывать как путь "туда", так и "обратно" для корректного применения нормы ГЭСН 05-01-133-13 на последующие километры.
Помните, что ГЭСН 05-01-133-06 определяет только затраты на перемещение свай. Стоимость самих свай должна быть учтена в смете отдельной позицией по соответствующим ценам на материалы.
Используйте актуальные сметно-нормативные базы и индексы пересчета в текущие цены для обеспечения достоверности сметных расчетов.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы для закрытых акваторий, рек или каналов вместо открытого побережья.
Игнорирование необходимости применения дополнительной нормы ГЭСН 05-01-133-13 для расстояний перемещения свыше первого километра.
Использование нормы для свай, не соответствующих указанным параметрам по массе (1 м свыше 70 кг) или длине (до 30 м), а также для других типов свай (например, железобетонных).
Включение стоимости самих стальных шпунтовых свай в данную норму, тогда как она учитывает только затраты на их перемещение.