Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-03-501-05

08-03-501

При монтаже троллеев за каждую последующую фазу сверх трех фаз троллеев из угловой стали: → до № 6,3

Подробное описание
Группа: При монтаже троллеев за каждую последующую фазу сверх трех фаз троллеев из угловой стали: Состав работ: Монтаж троллеев.; Присоединение. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м
Категория
08-03-501
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
37.1 чел.-ч при разряде 4.2
Основное назначение
Монтаж каждой последующей фазы троллеев из угловой стали (до № 6,3) сверх трех фаз.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Шпагат бумажный, диаметр 2,5 мм кг 0.08
Электроэнергия кВт-ч 2.394
Средний разряд работы 4,2 37.1
Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т 4.2
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 1.37
Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т) 0.09
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 1.97
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 1.37
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А 14.3
Прессы гидравлические с электроприводом 8.13
Вазелин технический кг 0.17
Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм м 13.33
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм кг 6
Болты с гайками и шайбами строительные кг 0.65
Гвозди строительные т 0.002
Прокат стальной горячекатаный полосовой, марки стали Ст3сп, Ст3пс, размеры 50х5 мм т 0.04
Уголок стальной горячекатаный равнополочный, марки стали Ст3сп, Ст3пс, ширина полок 35-56 мм, толщина полки 3-5 мм т 0.04
Сталь арматурная горячекатаная гладкая, класс A-I, диаметр 6-22 мм т 0.03
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный кг 8.54
Бирки-оконцеватели маркировочные А671 100 шт 0.082

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-03-501-05

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-03-501-05 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости электромонтажных работ, связанных с системами токоподвода. Эта норма входит в Сборник ГЭСНм-2001 (и последующие редакции, такие как ГЭСНм-2020, ГЭСНм-2022) "Электротехнические установки", Отдел 3 "Электросиловые и электроосветительные установки", Раздел 2 "Токоподвод к подъемно-транспортным установкам".

Основное назначение нормы 08-03-501-05 — учет затрат на монтаж каждой последующей фазы троллеев сверх трех фаз для систем, выполненных из угловой стали размером до № 6,3. Это означает, что данная норма применяется для многофазных троллейных линий, где уже учтены базовые три фазы (например, по норме ГЭСН 08-03-501-01 или аналогичным, в зависимости от размера уголка). Троллеи служат надежным и безопасным источником тока для грузоподъемного оборудования, такого как мостовые и козловые краны, автоматизированные склады, элеваторы и монорельсовые системы.

Единицей измерения для данной нормы является 100 метров смонтированной троллейной линии. Понимание специфики применения этой нормы критически важно для корректного составления сметной документации, поскольку она учитывает дополнительные трудозатраты и расход материалов, возникающие при расширении стандартных трехфазных систем.

Техническая информация: Состав работ, материалы и ресурсы

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 08-03-501-05 включает в себя два основных вида работ: "Монтаж троллеев" и "Присоединение". Эти работы охватывают полный цикл установки дополнительной фазы троллейной линии из угловой стали.

  1. Монтаж троллеев: Этот этап включает в себя все операции, необходимые для физической установки троллейной линии. Он начинается с подготовительных работ, таких как подбор необходимого крепежа, проверка комплектности и готовности троллеи к монтажу, а также подготовка инструментария и техники. Далее производится разметка мест установки креплений и опорных конструкций в строгом соответствии с проектной документацией. Сама установка включает фиксацию крепежных элементов, комплектацию секций шинопровода в моноблоки, их подъем и надежное закрепление на несущих конструкциях (подкрановых балках, стенах, колоннах). Важно отметить, что при монтаже необходимо соблюдать допуски по отклонениям троллеев от их продольных осей (не более ±10 мм в горизонтальной и ±20 мм в вертикальной плоскостях).

  2. Присоединение: Этот этап охватывает работы по электрическому и механическому соединению смонтированных секций троллеев. Секции шин соединяются между собой сваркой или с помощью болтовых/пружинно-клеммных соединений, в зависимости от типа троллейной конструкции и проектных решений. Также сюда входит установка температурных компенсаторов для предотвращения деформаций линии из-за температурных перепадов. После монтажа и присоединения проводятся контрольные замеры, включая сопротивление изоляции (должно быть не менее 0,5 МОм), фазировка и пробное включение системы под рабочее напряжение.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по норме 08-03-501-05 предусмотрен следующий расход материалов и ресурсов на 100 метров троллейной линии:

  • Шпагат бумажный, диаметр 2,5 мм: 0.08 кг
  • Электроэнергия: 2.394 кВт-ч
  • Вазелин технический: 0.17 кг
  • Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм: 13.33 м
  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 6 кг
  • Болты с гайками и шайбами строительные: 0.65 кг
  • Гвозди строительные: 0.002 т
  • Прокат стальной горячекатаный полосовой, марки стали Ст3сп, Ст3пс, размеры 50х5 мм: 0.04 т
  • Уголок стальной горячекатаный равнополочный, марки стали Ст3сп, Ст3пс, ширина полок 35-56 мм, толщина полки 3-5 мм: 0.04 т
  • Сталь арматурная горячекатаная гладкая, класс A-I, диаметр 6-22 мм: 0.03 т
  • Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 8.54 кг
  • Бирки-оконцеватели маркировочные А671: 0.082 100 шт

Трудозатраты и время выполнения

Норма предусматривает следующие трудозатраты:

  • Затраты труда рабочих-монтажников: 37.1 чел.-ч на 100 м троллейной линии. Средний разряд работы составляет 4,2. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов, способных выполнять сложные электромонтажные и сварочные работы.

Машины и оборудование

Для выполнения работ по данной норме требуются следующие машины и механизмы:

  • Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 4.2 маш.-ч
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.37 маш.-ч
  • Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 0.09 маш.-ч
  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 1.97 маш.-ч
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1.37 маш.-ч
  • Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 14.3 маш.-ч
  • Прессы гидравлические с электроприводом: 8.13 маш.-ч

Наличие тяжелой подъемной техники (мостовые и автомобильные краны, подъемники) обусловлено необходимостью подъема и точного позиционирования длинных и тяжелых секций троллеев на значительной высоте. Сварочные аппараты необходимы для соединения секций троллеев и крепления элементов.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 4,2 указывает на то, что выполнение монтажа троллеев требует высокой квалификации рабочих. Специалисты должны обладать глубокими знаниями в области электромонтажа, уметь работать с грузоподъемным оборудованием, выполнять сварочные работы и проводить необходимые измерения и испытания. Важно, чтобы персонал был ознакомлен с инструкциями производителя оборудования, нормами и правилами безопасности, а также умел оказывать первую медицинскую помощь.

Практическое применение: Расчет и особенности

Пошаговый алгоритм расчета

Применение ГЭСН 08-03-501-05 в сметной документации требует четкого понимания ее специфики. Эта норма применяется только для каждой последующей фазы сверх трех фаз. То есть, если проект предусматривает, например, пятифазную троллейную систему, то две дополнительные фазы будут рассчитываться по данной норме.

  1. Определение общего количества фаз: Изучите проектную документацию, чтобы определить общее количество фаз троллейной линии.
  2. Выделение "базовых" трех фаз: Первые три фазы троллейной линии (например, для трехфазного переменного тока) учитываются по другим нормам, таким как ГЭСН 08-03-501-01 (для угловой стали до № 5) или ГЭСН 08-03-501-02 (для угловой стали до № 6,3) и т.д., в зависимости от размера уголка и типа крана.
  3. Расчет количества "последующих" фаз: Вычтите три базовые фазы из общего количества фаз. Например, для пятифазной системы: 5 фаз - 3 базовые фазы = 2 последующие фазы.
  4. Определение длины последующих фаз: Измерьте общую длину троллейной линии, которая будет иметь дополнительные фазы. Умножьте эту длину на количество последующих фаз.
  5. Применение нормы: Разделите полученную общую длину последующих фаз на 100 метров (единица измерения нормы) и умножьте на нормативные показатели ресурсов (трудозатраты, материалы, машины).

Пример расчета:

Предположим, необходимо смонтировать пятифазную троллейную линию из угловой стали № 6,3 длиной 300 метров.

  • Количество последующих фаз: 5 - 3 = 2 фазы.
  • Общая длина последующих фаз: 300 м * 2 фазы = 600 м.
  • Количество единиц измерения по норме: 600 м / 100 м = 6 единиц.
  • Тогда, например, трудозатраты составят: 6 единиц * 37.1 чел.-ч/100 м = 222.6 чел.-ч.
  • Аналогично рассчитываются расходы материалов и машино-часов.

Особенности и ограничения

  • Специфичность применения: Норма 08-03-501-05 строго предназначена для дополнительных фаз. Недопустимо применять ее для расчета первых трех фаз, которые должны быть учтены по другим, базовым нормам таблицы 08-03-501.
  • Тип материала: Норма применима только для троллеев из угловой стали размером до № 6,3. Для других типов профиля (например, алюминиевого сплава) или размеров уголка следует использовать соответствующие нормы.
  • Комплектность работ: Норма учитывает полный комплекс работ по монтажу и присоединению. Дополнительные затраты на подготовительные работы, не входящие в состав нормы (например, устройство временных проездов, подготовка площадок), или на перемещение материалов сверх предусмотренных расстояний, должны учитываться отдельно по соответствующим сборникам.
  • Актуализация цен: ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов в натуральных единицах. Для получения сметной стоимости необходимо применять текущие цены на материалы, заработную плату и эксплуатацию машин, а также соответствующие индексы пересчета.

Полезная информация для сметчиков

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение нормы: Самая распространенная ошибка — использование 08-03-501-05 для расчета первых трех фаз троллейной линии. Избежать: Всегда помнить, что эта норма применяется только для фаз сверх трех. Первые три фазы рассчитываются по базовым нормам таблицы 08-03-501 (например, 08-03-501-01 для трехфазных троллеев из угловой стали до № 5).
  2. Игнорирование размера угловой стали: Норма 08-03-501-05 применима только для угловой стали до № 6,3. Использование ее для троллеев большего сечения приведет к занижению сметной стоимости. Избежать: Внимательно проверять проектные данные по типу и размеру используемого профиля.
  3. Неучет подготовительных работ: Норма не включает все подготовительные работы, такие как разметка, установка кронштейнов (если они не входят в комплект поставки троллеев) или работы по заземлению. Избежать: Включать эти работы отдельными расценками, если они не учтены в других нормах или проектом.
  4. Ошибки в определении длины: Неточный расчет длины троллейной линии или количества дополнительных фаз. Избежать: Тщательно изучать чертежи и спецификации, использовать точные измерительные инструменты.
  5. Игнорирование коэффициентов: Неприменение или неправильное применение повышающих/понижающих коэффициентов, предусмотренных техническими частями сборников ГЭСН, например, для стесненных условий, работы на высоте и т.д. Избежать: Всегда обращаться к технической части Сборника ГЭСНм-08 и общим положениям ГЭСН.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, включая схемы токоподвода, спецификации материалов и условия производства работ. Это поможет точно определить количество фаз, тип и размер троллеев.
  • Консультации с инженерами: При возникновении вопросов по технологии монтажа или особенностям конструкции троллеев, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по электромонтажу.
  • Использование актуальных баз: Всегда используйте актуальные редакции ГЭСН и индексы пересчета в текущие цены. Нормы ГЭСН регулярно обновляются.
  • Документирование: Ведите подробный учет всех исходных данных, принятых допущений и расчетов. Это упростит проверку сметы и обоснование принятых решений.
  • Учет требований ПУЭ: При монтаже троллеев необходимо руководствоваться Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), в частности, Разделом 5, Главой 5.4 "Электрооборудование кранов. Троллеи напряжением до 1 кВ". Это обеспечит соблюдение требований безопасности и качества.

Связанные нормы

При работе с ГЭСН 08-03-501-05 часто возникает необходимость применения других норм из того же сборника или смежных:

  • ГЭСН 08-03-501-01: Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 5. Эта норма используется для базовых трех фаз.
  • ГЭСН 08-03-501-02: Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 6,3. Также для базовых трех фаз.
  • ГЭСН 08-03-502: Троллеи для напольных кранов и тележек из профильной стали. Применяется для другого типа оборудования.
  • ГЭСН 08-03-503: Троллеи для кранов (кроме напольных) из троллейных секций и комплектные троллейные устройства заводского изготовления.
  • ГЭСН 08-03-505: Шины алюминиевые для подпитки троллеев. Может применяться совместно, если проектом предусмотрена подпитка.
  • ГЭСН 08-03-506: Троллеи для электрических талей трехфазные из профильной стали.

Контрольные моменты

При проверке сметы, составленной с использованием ГЭСН 08-03-501-05, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Корректность применения: Убедиться, что норма использована именно для дополнительных фаз, а не для первых трех.
  • Соответствие материалов: Проверить, что учтенные материалы и их количество соответствуют проектным данным и составу работ по норме.
  • Квалификация персонала: Удостовериться, что предусмотренные трудозатраты соответствуют требуемому среднему разряду работы и сложности монтажа.
  • Наличие сопутствующих работ: Проверить, учтены ли все необходимые сопутствующие работы, такие как заземление, установка опорных конструкций, испытания, которые могут не входить непосредственно в данную норму.
  • Актуальность нормативов: Подтвердить, что смета составлена с использованием актуальных версий ГЭСН и индексов пересчета.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок, обеспечить точность расчетов и повысить качество сметной документации при работе с нормой ГЭСН 08-03-501-05.

Ключевые моменты

  • Норма 08-03-501-05 применяется только для дополнительных фаз (сверх трех) троллеев из угловой стали.

  • Единица измерения нормы — 100 метров смонтированной троллейной линии.

  • Состав работ включает монтаж троллеев и их присоединение, с учетом сварочных и монтажных операций.

  • Требует квалифицированного персонала (средний разряд 4.2) и специализированной подъемной техники.

  • Для корректного расчета необходимо учитывать базовые три фазы по другим нормам (например, 08-03-501-01, 08-03-501-02).

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-03-501-05 применяется для расчета затрат на монтаж каждой последующей фазы троллеев из угловой стали (размером до № 6,3) сверх трех основных фаз. Это означает, что она используется для систем, имеющих более трех фаз, например, для четвертой, пятой и последующих фаз.

В норме учтены такие материалы, как шпагат бумажный, технический вазелин, изоляционные ленты, сварочные электроды, строительные болты, гайки, шайбы, гвозди, прокат стальной полосовой, уголок стальной равнополочный, арматурная сталь, масляная краска и маркировочные бирки-оконцеватели. Также учтен расход электроэнергии. [ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ]

Норма предусматривает 37.1 человеко-часа затрат труда рабочих-монтажников на каждые 100 метров смонтированной троллейной линии. Средний разряд работы составляет 4.2, что указывает на необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов. [ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ]

Для выполнения работ по норме 08-03-501-05 требуются краны мостовые электрические (50 т), краны на автомобильном ходу (16 т), электрические лебедки (16 т), гидравлические подъемники (10 м), бортовые автомобили (до 5 т), сварочные аппараты для ручной дуговой сварки (до 350 А) и гидравлические прессы с электроприводом. [ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ]

ГЭСН 08-03-501-05 применяется для каждой последующей фазы сверх трех фаз, тогда как ГЭСН 08-03-501-01 (или 08-03-501-02, в зависимости от размера уголка) предназначены для расчета монтажа трехфазных троллеев, то есть базовой системы.

Практические советы

1

Всегда начинайте с детального изучения проектной документации, чтобы точно определить количество фаз, тип и размер троллеев, а также общую длину линии.

2

Четко разграничивайте расчет базовых трех фаз (по соответствующим нормам таблицы 08-03-501) и дополнительных фаз (по 08-03-501-05).

3

При необходимости консультируйтесь с инженерами-проектировщиками или специалистами по электромонтажу для уточнения технологических нюансов.

4

Регулярно обновляйте сметно-нормативную базу и используйте актуальные индексы пересчета для получения достоверной текущей стоимости.

5

Учитывайте требования Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и других нормативных документов по безопасности при монтаже троллеев.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для расчета первых трех фаз троллейной линии вместо использования базовых норм (например, 08-03-501-01).

!
Ошибка 2

Игнорирование ограничений по размеру угловой стали (норма до № 6,3), что приводит к некорректным расчетам для троллеев большего сечения.

!
Ошибка 3

Неучет или неправильный учет сопутствующих работ, таких как установка опорных конструкций или заземление, которые могут не входить непосредственно в данную норму.

!
Ошибка 4

Ошибки в определении фактической длины троллейной линии или количества дополнительных фаз, подлежащих учету по данной норме.

!
Ошибка 5

Использование устаревших редакций ГЭСН или индексов пересчета, что приводит к искажению сметной стоимости.

1
08-03-501-01

Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 5

Базовая норма для трехфазных троллеев, применяется для первых трех фаз.

2
08-03-501-02

Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 6,3

Базовая норма для трехфазных троллеев, применяется для первых трех фаз.

3
08-03-502

Троллеи для напольных кранов и тележек из профильной стали

Применяется для другого типа подъемно-транспортного оборудования (напольные краны).

4
08-03-503

Троллеи для кранов (кроме напольных) из троллейных секций и комплектные троллейные устройства заводского изготовления

Применяется для троллеев из готовых секций заводского изготовления.

5
08-03-505

Шины алюминиевые для подпитки троллеев

Может применяться совместно, если проектом предусмотрена подпитка троллеев алюминиевыми шинами.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м
Категория
08-03-501
Тип работ
GESNM
Материалы
Шпагат бумажный, диаметр 2,5 мм: 0.08 кгЭлектроэнергия: 2.394 кВт-чВазелин технический: 0.17 кгЛенты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм: 13.33 мЭлектроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 6 кгБолты с гайками и шайбами строительные: 0.65 кгГвозди строительные: 0.002 тПрокат стальной горячекатаный полосовой, марки стали Ст3сп, Ст3пс, размеры 50х5 мм: 0.04 тУголок стальной горячекатаный равнополочный, марки стали Ст3сп, Ст3пс, ширина полок 35-56 мм, толщина полки 3-5 мм: 0.04 тСталь арматурная горячекатаная гладкая, класс A-I, диаметр 6-22 мм: 0.03 тКраска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 8.54 кгБирки-оконцеватели маркировочные А671: 0.082 100 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: