Введение
Государственная элементная сметная норма на монтаж оборудования (ГЭСНм) 08-03-503-03 регулирует процесс определения затрат на монтаж трехфазных троллейных секций, выполненных из профильной стали и дополненных алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали, для типа № 5. Эта норма является частью Сборника 08 "Электротехнические установки" и предназначена для использования при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Назначение и область применения нормы
ГЭСНм 08-03-503-03 разработана для определения прямых затрат (трудозатрат рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов, расхода материалов) при выполнении работ по монтажу троллейных линий, которые используются для электроснабжения подвижных механизмов, таких как мостовые краны, кран-балки, тельферы и другое подъемно-транспортное оборудование. Норма отражает среднеотраслевой уровень строительного производства с учетом современных технологий и материалов.
Единицей измерения для данной нормы является 100 метров смонтированных троллейных секций. Это означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, расход машин и материалов) приведены на каждые 100 погонных метров готовой троллейной линии.
Основные характеристики:
- Код нормы: 08-03-503-03
- Полное наименование: Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали: → № 5
- Единица измерения: 100 м
- Категория: 08-03-503 (Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали)
- Тип работ: ГЭСНм (Государственная элементная сметная норма на монтаж оборудования)
Техническая информация
Для корректного применения ГЭСНм 08-03-503-03 сметчику необходимо четко понимать состав работ, учтенные ресурсы и требования к квалификации персонала.
Состав работ по норме
Согласно описанию, норма 08-03-503-03 включает в себя два основных вида работ: "Монтаж троллеев" и "Присоединение". Эти операции охватывают полный комплекс действий, необходимых для установки и подключения троллейных секций:
- Монтаж троллеев:
- Подготовительные работы: Проверка готовности строительных конструкций (подкрановых балок, ферм), на которые будут крепиться троллеи. Подготовка мест крепления, разметка трассы.
- Сборка секций: Троллейные секции, как правило, поставляются в виде отдельных элементов. На данном этапе производится их сборка в укрупненные блоки (например, длиной 9-12 м, состоящие из 3-4 секций) на специальных козлах или монтажных площадках. Это включает соединение профилей, установку изоляторов и других комплектующих.
- Установка алюминиевой подпиточной шины: Параллельно стальным троллеям прокладываются алюминиевые шины, предназначенные для уменьшения потерь напряжения. Эти шины крепятся к стальным троллеям через определенные интервалы (например, каждые 1,5 м) с использованием сталеалюминиевых планок.
- Подъем и крепление блоков: Собранные блоки троллейных секций поднимаются на проектную высоту с использованием кранов (мостовых электрических, на автомобильном ходу) или гидравлических подъемников, учтенных в норме. Далее производится их крепление к несущим конструкциям с соблюдением проектных расстояний и допусков. Важно обеспечить возможность продольного перемещения троллеев на большинстве держателей, за исключением точек неподвижного закрепления (например, в средней точке между компенсаторами).
- Установка температурных компенсаторов: На линиях большой протяженности (через каждые 30-40 м) или в местах температурных швов зданий устанавливаются специальные компенсаторы для предотвращения деформаций троллеев из-за температурных расширений.
- Присоединение:
- Стыковка секций: Соединение отдельных блоков троллейных секций между собой. Это включает натягивание соединительных зажимов на концы троллеев, тщательную стыковку рабочих плоскостей и установку соединительных муфт.
- Подключение к электросети: Присоединение троллейной линии к источнику питания. Это может включать подключение к коммутационным аппаратам, обеспечение непрерывности электрической цепи для защитного заземления и соединение кожуха троллейного шинопровода с внешним заземляющим устройством.
- Установка заземляющих перемычек: Прикрепление заземляющих перемычек к нулевому троллею для обеспечения безопасности.
- Маркировка и изоляция: Нанесение маркировки на секции и выполнение изоляционных работ, например, с использованием изоляционных лент и бирок-оконцевателей, учтенных в норме.
- Опробование и проверка: Проверка качества монтажа, электрических соединений и работоспособности системы. Хотя детальные пусконаладочные работы не входят в данную норму, базовое опробование и визуальный контроль являются частью монтажного процесса.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСНм 08-03-503-03 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов на 100 м смонтированных троллейных секций. [Input Data, 11]
Трудовые ресурсы:
Средний разряд работы 4,2: 141 чел.-ч
Машины и механизмы:
Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 23.6 маш.-ч
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 3.4 маш.-ч
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 38.9 маш.-ч
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 3.4 маш.-ч
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 76 маш.-ч
Прессы гидравлические с электроприводом: 1.9 маш.-ч
Материалы:
Вазелин технический: 0.5 кг
Шпагат бумажный, диаметр 2,5 мм: 0.12 кг
Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм: 20 м
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 5.48 кг
Болты с гайками и шайбами строительные: 0.97 кг
Прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 5,0 мм: 0 т (обратите внимание на нулевой расход, что может указывать на учет стоимости в составе оборудования или на минимальный расход, округленный до нуля в данной норме)
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 2.07 кг
Бирки-оконцеватели маркировочные А671: 0.122 100 шт
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты рабочих-монтажников по норме ГЭСНм 08-03-503-03 составляют 141 чел.-ч на каждые 100 метров смонтированных троллейных секций. Средний разряд работы, равный 4,2, указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала, способного выполнять сложные электромонтажные и сборочные операции. Этот показатель учитывает затраты труда всего звена рабочих, выполняющих полный комплекс работ.
Время эксплуатации машин и механизмов также приведено в машино-часах, что позволяет точно рассчитать затраты на их использование. Например, значительное количество машино-часов отводится на сварочные аппараты (76 маш.-ч) и подъемники (38.9 маш.-ч), что подчеркивает технологическую сложность и высотность работ.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4,2 подразумевает, что работы должны выполняться бригадой, в составе которой есть как высококвалифицированные специалисты (например, электромонтажники 5-6 разрядов), так и рабочие более низких разрядов, выполняющие вспомогательные операции. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области электромонтажа, сварки, работы с подъемными механизмами, а также соблюдения правил техники безопасности при работе на высоте и с электроустановками.
Практическое применение
Для сметчика правильное применение ГЭСНм 08-03-503-03 требует понимания алгоритма расчета, учета особенностей и ограничений нормы.
Пошаговый алгоритм расчета
Определение объема работ: Первым шагом является точное определение длины троллейной линии, подлежащей монтажу, согласно проектной документации. Объем работ должен быть выражен в метрах, а затем переведен в единицы измерения нормы (100 м). Например, если длина линии 550 м, то объем составит 5.5 (550 м / 100 м).
Расчет прямых затрат по ГЭСН:
- Трудозатраты рабочих: Умножить объем работ (в единицах нормы) на нормативные трудозатраты (141 чел.-ч). Например, 5.5 * 141 чел.-ч = 775.5 чел.-ч.
- Затраты на эксплуатацию машин: Для каждой машины умножить объем работ на нормативное количество машино-часов. Например, для мостовых кранов: 5.5 * 23.6 маш.-ч = 129.8 маш.-ч.
- Расход материалов: Для каждого материала умножить объем работ на нормативный расход. Например, для сварочных электродов: 5.5 * 5.48 кг = 30.14 кг.
Определение стоимости ресурсов: Полученные физические объемы ресурсов (чел.-ч, маш.-ч, кг, м и т.д.) умножаются на их текущую стоимость. Стоимость труда рабочих определяется на основе тарифных ставок, стоимость машино-часа – на основе расценок эксплуатации машин, а стоимость материалов – по текущим ценам поставщиков.
Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями Минстроя России (например, Приказы № 812/пр и № 774/пр от 2020 года).
Применение коэффициентов: При необходимости применяются поправочные коэффициенты, учитывающие усложняющие условия производства работ (например, стесненность, работа на высоте, в действующих цехах и т.д.). Эти коэффициенты приводятся в общих положениях к сборникам ГЭСНм или в соответствующих методических рекомендациях.
Примеры использования
Предположим, необходимо рассчитать сметную стоимость монтажа 300 метров трехфазных троллейных секций типа № 5. Объем работ составит 300 м / 100 м = 3 единицы нормы.
- Трудозатраты рабочих: 3 * 141 чел.-ч = 423 чел.-ч.
- Краны мостовые электрические: 3 * 23.6 маш.-ч = 70.8 маш.-ч.
- Электроды сварочные: 3 * 5.48 кг = 16.44 кг.
Далее эти ресурсные показатели переводятся в денежное выражение с учетом текущих цен и индексов пересчета, а также добавляются накладные расходы и сметная прибыль.
Особенности и ограничения
- Комплексность нормы: ГЭСНм 08-03-503-03 учитывает полный комплекс работ по монтажу и присоединению троллейных секций. Это означает, что отдельные операции, входящие в состав работ (например, сварка, подъем, крепление), не должны дополнительно нормироваться.
- Учет перемещений: Нормой учтены затраты на горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материальных ресурсов от приобъектного склада до места производства работ в пределах расстояний, указанных в общих положениях к сборникам ГЭСНм. Дополнительное перемещение сверх этих расстояний может нормироваться отдельно.
- Тип № 5: Норма специфична для троллейных секций типа № 5. Если проект предусматривает использование секций другого типа или с иными характеристиками (например, № 6,3 с шиной 5х40 или 5х50 мм, для которых существует норма 08-03-503-04), необходимо применять соответствующую норму.
- Неучтенные работы: Норма не учитывает работы, не связанные напрямую с монтажом троллеев, такие как устройство несущих конструкций (опор, ферм), прокладка внешних кабельных линий до точки подключения троллеев, пусконаладочные работы по всей системе электроснабжения, а также демонтаж старых конструкций (если это не предусмотрено отдельными нормами или коэффициентами).
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСНм 08-03-503-03 сметчикам важно знать о типичных ошибках, полезных советах и связанных нормах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Двойной учет работ: Одна из наиболее частых ошибок – попытка дополнительно нормировать операции, которые уже включены в состав работ по ГЭСНм 08-03-503-03 (например, отдельные сварочные работы, подъем оборудования). Необходимо внимательно изучать состав работ, указанный в норме, и общие положения к сборнику ГЭСНм 08.
- Неправильное применение коэффициентов: Использование коэффициентов, не предусмотренных для данной нормы или условий, или их некорректное применение (например, применение коэффициентов к стоимости материалов, если они должны применяться только к трудозатратам и эксплуатации машин). Всегда сверяйтесь с методическими указаниями и приложениями к сборникам ГЭСНм.
- Игнорирование единицы измерения: Расчет объемов работ без перевода их в единицы измерения нормы (100 м) приводит к некорректным результатам. Всегда пересчитывайте фактический объем в единицы нормы.
- Неучет типа троллейных секций: Применение нормы 08-03-503-03 для троллейных секций, не соответствующих типу № 5, может привести к искажению сметной стоимости. Важно точно определить тип оборудования по проектной документации и выбрать соответствующую норму (например, ГЭСНм 08-03-503-04 для других типов).
- Отсутствие привязки к проектным данным: Сметные нормы являются усредненными. При наличии в проекте специфических технологических решений, требующих иного расхода ресурсов, чем предусмотрено нормой, или при отсутствии нормы на конкретный вид работ, может потребоваться разработка индивидуальных сметных норм.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом расчета тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся электроснабжения и подъемно-транспортного оборудования. Это поможет точно определить тип троллейных секций, их протяженность, условия монтажа и необходимость применения дополнительных норм или коэффициентов.
- Использование актуальных сборников: Всегда используйте последние редакции сборников ГЭСНм, утвержденные Минстроем России (например, ГЭСНм-2020 или более поздние).
- Проверка состава работ: Внимательно читайте "Состав работ" в описании нормы и "Общие положения" к сборнику ГЭСНм 08. Это поможет избежать двойного учета и правильно определить границы применения нормы.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных решений в проекте, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или техническим специалистам.
- Документирование обоснований: Всегда документируйте обоснования для применения тех или иных коэффициентов, а также для включения дополнительных работ, не учтенных в основной норме. Это поможет при прохождении экспертизы сметной документации.
Связанные нормы
При составлении сметы на монтаж троллейных секций могут потребоваться и другие нормы из Сборника 08 "Электротехнические установки" или других сборников ГЭСНм, например:
- ГЭСНм 08-01-046: Ошиновка из алюминиевых шин (может быть актуально для подключения к основной сети).
- ГЭСНм 08-02-472: Заземляющие проводники (для устройства системы заземления троллейной линии).
- ГЭСНм 08-03-591: Выключатели, переключатели и штепсельные розетки (для подключения вспомогательного оборудования или систем управления).
- Нормы на устройство несущих металлоконструкций или опор, если они не учтены в стоимости оборудования и требуют отдельного монтажа.
- Нормы на пусконаладочные работы (ГЭСНп) для комплексного опробования всей электроустановки после монтажа.
Контрольные моменты
- Соответствие проекту: Убедитесь, что выбранная норма и ее применение полностью соответствуют проектным решениям и техническим характеристикам монтируемого оборудования.
- Актуальность цен: Используйте только актуальные индексы пересчета и текущие цены на ресурсы для получения достоверной сметной стоимости.
- Проверка объемов: Тщательно перепроверяйте объемы работ, переведенные в единицы измерения нормы, чтобы избежать арифметических ошибок.
- Учет всех затрат: Не забывайте о накладных расходах, сметной прибыли и возможных коэффициентах, которые могут существенно влиять на итоговую стоимость.
Правильное и внимательное применение ГЭСНм 08-03-503-03 позволит сметчикам формировать точные и обоснованные сметы, что является залогом успешной реализации строительных проектов.
Ключевые моменты
-
Норма 08-03-503-03 применяется для монтажа трехфазных троллейных секций из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной, тип № 5.
-
Единица измерения нормы – 100 метров смонтированной троллейной линии.
-
Состав работ включает "Монтаж троллеев" и "Присоединение", охватывая полный комплекс операций от сборки до базового опробования.
-
Норма учитывает трудозатраты рабочих (141 чел.-ч при разряде 4,2), а также расход машин и материалов, включая краны, подъемники и сварочное оборудование.
-
Для корректного расчета необходимо точно определить объем работ, применять актуальные цены и индексы, а также учитывать возможные коэффициенты за усложняющие условия.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 08-03-503-03?
Когда применяется ГЭСН 08-03-503-03?
ГЭСНм 08-03-503-03 применяется для определения прямых затрат на монтаж трехфазных троллейных секций из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной, относящихся к типу № 5. Эта норма используется при составлении сметной документации для электромонтажных работ, связанных с электроснабжением подвижных механизмов, таких как мостовые краны, кран-балки и тельферы.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие основные материалы: вазелин технический, шпагат бумажный, ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные, электроды сварочные УОНИ 13/45, Э42А, болты с гайками и шайбами строительные, прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов (с нулевым расходом, что требует дополнительного внимания), краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный, а также бирки-оконцеватели маркировочные А671. [Input Data, 11]
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСНм 08-03-503-03 предусматривает трудозатраты рабочих в размере 141 человеко-часа на каждые 100 метров смонтированных троллейных секций. Средний разряд работы составляет 4,2, что указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала для выполнения данного комплекса работ.
4 Учитывает ли норма перемещение оборудования?
Учитывает ли норма перемещение оборудования?
Да, сметными нормами ГЭСНм учтены затраты на горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материальных ресурсов, необходимых для его монтажа, от приобъектного склада до места производства работ в пределах расстояний, указанных в общих положениях соответствующих сборников ГЭСНм. Дополнительное перемещение сверх этих расстояний может нормироваться отдельно.
Практические советы
Всегда начинайте расчет с детального изучения проектной документации для точного определения типа и протяженности троллейных секций.
Внимательно ознакомьтесь с "Составом работ" по норме и "Общими положениями" к Сборнику ГЭСНм 08, чтобы избежать ошибок двойного учета.
Применяйте только актуальные редакции сборников ГЭСНм и методических указаний Минстроя России для обеспечения достоверности сметы.
При необходимости применения коэффициентов за усложняющие условия, всегда ссылайтесь на соответствующие пункты нормативных документов и обосновывайте их в смете.
Ведите подробную документацию по всем принятым решениям и обоснованиям в процессе составления сметы.
Частые ошибки
Двойной учет работ, уже включенных в состав ГЭСНм 08-03-503-03 (например, отдельные сварочные работы или подъем оборудования).
Неправильное применение поправочных коэффициентов или их применение к неверным элементам прямых затрат.
Игнорирование единицы измерения нормы (100 м) при расчете объемов работ.
Применение данной нормы для троллейных секций, не соответствующих типу № 5, без соответствующего обоснования или выбора другой нормы.
Отсутствие привязки к проектным данным, что может привести к некорректному расчету ресурсов, особенно если технология отличается от усредненной.