Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-03-503-03

08-03-503

Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали: → № 5

Подробное описание
Группа: Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали: Состав работ: Монтаж троллеев.; Присоединение. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м
Категория
08-03-503
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
141 чел.-ч при среднем разряде 4,2
Основное назначение
Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали: → № 5

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,2 141
Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т 23.6
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 3.4
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 38.9
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 3.4
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А 76
Прессы гидравлические с электроприводом 1.9
Вазелин технический кг 0.5
Шпагат бумажный, диаметр 2,5 мм кг 0.12
Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм м 20
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм кг 5.48
Болты с гайками и шайбами строительные кг 0.97
Прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 5,0 мм т 0
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный кг 2.07
Бирки-оконцеватели маркировочные А671 100 шт 0.122

Введение

Государственная элементная сметная норма на монтаж оборудования (ГЭСНм) 08-03-503-03 регулирует процесс определения затрат на монтаж трехфазных троллейных секций, выполненных из профильной стали и дополненных алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали, для типа № 5. Эта норма является частью Сборника 08 "Электротехнические установки" и предназначена для использования при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Назначение и область применения нормы

ГЭСНм 08-03-503-03 разработана для определения прямых затрат (трудозатрат рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов, расхода материалов) при выполнении работ по монтажу троллейных линий, которые используются для электроснабжения подвижных механизмов, таких как мостовые краны, кран-балки, тельферы и другое подъемно-транспортное оборудование. Норма отражает среднеотраслевой уровень строительного производства с учетом современных технологий и материалов.

Единицей измерения для данной нормы является 100 метров смонтированных троллейных секций. Это означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, расход машин и материалов) приведены на каждые 100 погонных метров готовой троллейной линии.

Основные характеристики:

  • Код нормы: 08-03-503-03
  • Полное наименование: Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали: → № 5
  • Единица измерения: 100 м
  • Категория: 08-03-503 (Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали)
  • Тип работ: ГЭСНм (Государственная элементная сметная норма на монтаж оборудования)

Техническая информация

Для корректного применения ГЭСНм 08-03-503-03 сметчику необходимо четко понимать состав работ, учтенные ресурсы и требования к квалификации персонала.

Состав работ по норме

Согласно описанию, норма 08-03-503-03 включает в себя два основных вида работ: "Монтаж троллеев" и "Присоединение". Эти операции охватывают полный комплекс действий, необходимых для установки и подключения троллейных секций:

  1. Монтаж троллеев:
  • Подготовительные работы: Проверка готовности строительных конструкций (подкрановых балок, ферм), на которые будут крепиться троллеи. Подготовка мест крепления, разметка трассы.
  • Сборка секций: Троллейные секции, как правило, поставляются в виде отдельных элементов. На данном этапе производится их сборка в укрупненные блоки (например, длиной 9-12 м, состоящие из 3-4 секций) на специальных козлах или монтажных площадках. Это включает соединение профилей, установку изоляторов и других комплектующих.
  • Установка алюминиевой подпиточной шины: Параллельно стальным троллеям прокладываются алюминиевые шины, предназначенные для уменьшения потерь напряжения. Эти шины крепятся к стальным троллеям через определенные интервалы (например, каждые 1,5 м) с использованием сталеалюминиевых планок.
  • Подъем и крепление блоков: Собранные блоки троллейных секций поднимаются на проектную высоту с использованием кранов (мостовых электрических, на автомобильном ходу) или гидравлических подъемников, учтенных в норме. Далее производится их крепление к несущим конструкциям с соблюдением проектных расстояний и допусков. Важно обеспечить возможность продольного перемещения троллеев на большинстве держателей, за исключением точек неподвижного закрепления (например, в средней точке между компенсаторами).
  • Установка температурных компенсаторов: На линиях большой протяженности (через каждые 30-40 м) или в местах температурных швов зданий устанавливаются специальные компенсаторы для предотвращения деформаций троллеев из-за температурных расширений.
  1. Присоединение:
  • Стыковка секций: Соединение отдельных блоков троллейных секций между собой. Это включает натягивание соединительных зажимов на концы троллеев, тщательную стыковку рабочих плоскостей и установку соединительных муфт.
  • Подключение к электросети: Присоединение троллейной линии к источнику питания. Это может включать подключение к коммутационным аппаратам, обеспечение непрерывности электрической цепи для защитного заземления и соединение кожуха троллейного шинопровода с внешним заземляющим устройством.
  • Установка заземляющих перемычек: Прикрепление заземляющих перемычек к нулевому троллею для обеспечения безопасности.
  • Маркировка и изоляция: Нанесение маркировки на секции и выполнение изоляционных работ, например, с использованием изоляционных лент и бирок-оконцевателей, учтенных в норме.
  • Опробование и проверка: Проверка качества монтажа, электрических соединений и работоспособности системы. Хотя детальные пусконаладочные работы не входят в данную норму, базовое опробование и визуальный контроль являются частью монтажного процесса.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСНм 08-03-503-03 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов на 100 м смонтированных троллейных секций. [Input Data, 11]

  • Трудовые ресурсы:

  • Средний разряд работы 4,2: 141 чел.-ч

  • Машины и механизмы:

  • Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 23.6 маш.-ч

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 3.4 маш.-ч

  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 38.9 маш.-ч

  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 3.4 маш.-ч

  • Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 76 маш.-ч

  • Прессы гидравлические с электроприводом: 1.9 маш.-ч

  • Материалы:

  • Вазелин технический: 0.5 кг

  • Шпагат бумажный, диаметр 2,5 мм: 0.12 кг

  • Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм: 20 м

  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 5.48 кг

  • Болты с гайками и шайбами строительные: 0.97 кг

  • Прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД, АД31, АД33, АД35, АВ, диаметр 5,0 мм: 0 т (обратите внимание на нулевой расход, что может указывать на учет стоимости в составе оборудования или на минимальный расход, округленный до нуля в данной норме)

  • Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 2.07 кг

  • Бирки-оконцеватели маркировочные А671: 0.122 100 шт

Трудозатраты и время выполнения

Общие трудозатраты рабочих-монтажников по норме ГЭСНм 08-03-503-03 составляют 141 чел.-ч на каждые 100 метров смонтированных троллейных секций. Средний разряд работы, равный 4,2, указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала, способного выполнять сложные электромонтажные и сборочные операции. Этот показатель учитывает затраты труда всего звена рабочих, выполняющих полный комплекс работ.

Время эксплуатации машин и механизмов также приведено в машино-часах, что позволяет точно рассчитать затраты на их использование. Например, значительное количество машино-часов отводится на сварочные аппараты (76 маш.-ч) и подъемники (38.9 маш.-ч), что подчеркивает технологическую сложность и высотность работ.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 4,2 подразумевает, что работы должны выполняться бригадой, в составе которой есть как высококвалифицированные специалисты (например, электромонтажники 5-6 разрядов), так и рабочие более низких разрядов, выполняющие вспомогательные операции. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области электромонтажа, сварки, работы с подъемными механизмами, а также соблюдения правил техники безопасности при работе на высоте и с электроустановками.

Практическое применение

Для сметчика правильное применение ГЭСНм 08-03-503-03 требует понимания алгоритма расчета, учета особенностей и ограничений нормы.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение длины троллейной линии, подлежащей монтажу, согласно проектной документации. Объем работ должен быть выражен в метрах, а затем переведен в единицы измерения нормы (100 м). Например, если длина линии 550 м, то объем составит 5.5 (550 м / 100 м).

  2. Расчет прямых затрат по ГЭСН:

  • Трудозатраты рабочих: Умножить объем работ (в единицах нормы) на нормативные трудозатраты (141 чел.-ч). Например, 5.5 * 141 чел.-ч = 775.5 чел.-ч.
  • Затраты на эксплуатацию машин: Для каждой машины умножить объем работ на нормативное количество машино-часов. Например, для мостовых кранов: 5.5 * 23.6 маш.-ч = 129.8 маш.-ч.
  • Расход материалов: Для каждого материала умножить объем работ на нормативный расход. Например, для сварочных электродов: 5.5 * 5.48 кг = 30.14 кг.
  1. Определение стоимости ресурсов: Полученные физические объемы ресурсов (чел.-ч, маш.-ч, кг, м и т.д.) умножаются на их текущую стоимость. Стоимость труда рабочих определяется на основе тарифных ставок, стоимость машино-часа – на основе расценок эксплуатации машин, а стоимость материалов – по текущим ценам поставщиков.

  2. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями Минстроя России (например, Приказы № 812/пр и № 774/пр от 2020 года).

  3. Применение коэффициентов: При необходимости применяются поправочные коэффициенты, учитывающие усложняющие условия производства работ (например, стесненность, работа на высоте, в действующих цехах и т.д.). Эти коэффициенты приводятся в общих положениях к сборникам ГЭСНм или в соответствующих методических рекомендациях.

Примеры использования

Предположим, необходимо рассчитать сметную стоимость монтажа 300 метров трехфазных троллейных секций типа № 5. Объем работ составит 300 м / 100 м = 3 единицы нормы.

  • Трудозатраты рабочих: 3 * 141 чел.-ч = 423 чел.-ч.
  • Краны мостовые электрические: 3 * 23.6 маш.-ч = 70.8 маш.-ч.
  • Электроды сварочные: 3 * 5.48 кг = 16.44 кг.

Далее эти ресурсные показатели переводятся в денежное выражение с учетом текущих цен и индексов пересчета, а также добавляются накладные расходы и сметная прибыль.

Особенности и ограничения

  • Комплексность нормы: ГЭСНм 08-03-503-03 учитывает полный комплекс работ по монтажу и присоединению троллейных секций. Это означает, что отдельные операции, входящие в состав работ (например, сварка, подъем, крепление), не должны дополнительно нормироваться.
  • Учет перемещений: Нормой учтены затраты на горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материальных ресурсов от приобъектного склада до места производства работ в пределах расстояний, указанных в общих положениях к сборникам ГЭСНм. Дополнительное перемещение сверх этих расстояний может нормироваться отдельно.
  • Тип № 5: Норма специфична для троллейных секций типа № 5. Если проект предусматривает использование секций другого типа или с иными характеристиками (например, № 6,3 с шиной 5х40 или 5х50 мм, для которых существует норма 08-03-503-04), необходимо применять соответствующую норму.
  • Неучтенные работы: Норма не учитывает работы, не связанные напрямую с монтажом троллеев, такие как устройство несущих конструкций (опор, ферм), прокладка внешних кабельных линий до точки подключения троллеев, пусконаладочные работы по всей системе электроснабжения, а также демонтаж старых конструкций (если это не предусмотрено отдельными нормами или коэффициентами).

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСНм 08-03-503-03 сметчикам важно знать о типичных ошибках, полезных советах и связанных нормах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Двойной учет работ: Одна из наиболее частых ошибок – попытка дополнительно нормировать операции, которые уже включены в состав работ по ГЭСНм 08-03-503-03 (например, отдельные сварочные работы, подъем оборудования). Необходимо внимательно изучать состав работ, указанный в норме, и общие положения к сборнику ГЭСНм 08.
  2. Неправильное применение коэффициентов: Использование коэффициентов, не предусмотренных для данной нормы или условий, или их некорректное применение (например, применение коэффициентов к стоимости материалов, если они должны применяться только к трудозатратам и эксплуатации машин). Всегда сверяйтесь с методическими указаниями и приложениями к сборникам ГЭСНм.
  3. Игнорирование единицы измерения: Расчет объемов работ без перевода их в единицы измерения нормы (100 м) приводит к некорректным результатам. Всегда пересчитывайте фактический объем в единицы нормы.
  4. Неучет типа троллейных секций: Применение нормы 08-03-503-03 для троллейных секций, не соответствующих типу № 5, может привести к искажению сметной стоимости. Важно точно определить тип оборудования по проектной документации и выбрать соответствующую норму (например, ГЭСНм 08-03-503-04 для других типов).
  5. Отсутствие привязки к проектным данным: Сметные нормы являются усредненными. При наличии в проекте специфических технологических решений, требующих иного расхода ресурсов, чем предусмотрено нормой, или при отсутствии нормы на конкретный вид работ, может потребоваться разработка индивидуальных сметных норм.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом расчета тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся электроснабжения и подъемно-транспортного оборудования. Это поможет точно определить тип троллейных секций, их протяженность, условия монтажа и необходимость применения дополнительных норм или коэффициентов.
  • Использование актуальных сборников: Всегда используйте последние редакции сборников ГЭСНм, утвержденные Минстроем России (например, ГЭСНм-2020 или более поздние).
  • Проверка состава работ: Внимательно читайте "Состав работ" в описании нормы и "Общие положения" к сборнику ГЭСНм 08. Это поможет избежать двойного учета и правильно определить границы применения нормы.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных решений в проекте, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или техническим специалистам.
  • Документирование обоснований: Всегда документируйте обоснования для применения тех или иных коэффициентов, а также для включения дополнительных работ, не учтенных в основной норме. Это поможет при прохождении экспертизы сметной документации.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж троллейных секций могут потребоваться и другие нормы из Сборника 08 "Электротехнические установки" или других сборников ГЭСНм, например:

  • ГЭСНм 08-01-046: Ошиновка из алюминиевых шин (может быть актуально для подключения к основной сети).
  • ГЭСНм 08-02-472: Заземляющие проводники (для устройства системы заземления троллейной линии).
  • ГЭСНм 08-03-591: Выключатели, переключатели и штепсельные розетки (для подключения вспомогательного оборудования или систем управления).
  • Нормы на устройство несущих металлоконструкций или опор, если они не учтены в стоимости оборудования и требуют отдельного монтажа.
  • Нормы на пусконаладочные работы (ГЭСНп) для комплексного опробования всей электроустановки после монтажа.

Контрольные моменты

  • Соответствие проекту: Убедитесь, что выбранная норма и ее применение полностью соответствуют проектным решениям и техническим характеристикам монтируемого оборудования.
  • Актуальность цен: Используйте только актуальные индексы пересчета и текущие цены на ресурсы для получения достоверной сметной стоимости.
  • Проверка объемов: Тщательно перепроверяйте объемы работ, переведенные в единицы измерения нормы, чтобы избежать арифметических ошибок.
  • Учет всех затрат: Не забывайте о накладных расходах, сметной прибыли и возможных коэффициентах, которые могут существенно влиять на итоговую стоимость.

Правильное и внимательное применение ГЭСНм 08-03-503-03 позволит сметчикам формировать точные и обоснованные сметы, что является залогом успешной реализации строительных проектов.

Ключевые моменты

  • Норма 08-03-503-03 применяется для монтажа трехфазных троллейных секций из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной, тип № 5.

  • Единица измерения нормы – 100 метров смонтированной троллейной линии.

  • Состав работ включает "Монтаж троллеев" и "Присоединение", охватывая полный комплекс операций от сборки до базового опробования.

  • Норма учитывает трудозатраты рабочих (141 чел.-ч при разряде 4,2), а также расход машин и материалов, включая краны, подъемники и сварочное оборудование.

  • Для корректного расчета необходимо точно определить объем работ, применять актуальные цены и индексы, а также учитывать возможные коэффициенты за усложняющие условия.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСНм 08-03-503-03 применяется для определения прямых затрат на монтаж трехфазных троллейных секций из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной, относящихся к типу № 5. Эта норма используется при составлении сметной документации для электромонтажных работ, связанных с электроснабжением подвижных механизмов, таких как мостовые краны, кран-балки и тельферы.

В норме учтены следующие основные материалы: вазелин технический, шпагат бумажный, ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные, электроды сварочные УОНИ 13/45, Э42А, болты с гайками и шайбами строительные, прутки круглого сечения из алюминиевых сплавов (с нулевым расходом, что требует дополнительного внимания), краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный, а также бирки-оконцеватели маркировочные А671. [Input Data, 11]

Норма ГЭСНм 08-03-503-03 предусматривает трудозатраты рабочих в размере 141 человеко-часа на каждые 100 метров смонтированных троллейных секций. Средний разряд работы составляет 4,2, что указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала для выполнения данного комплекса работ.

Да, сметными нормами ГЭСНм учтены затраты на горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материальных ресурсов, необходимых для его монтажа, от приобъектного склада до места производства работ в пределах расстояний, указанных в общих положениях соответствующих сборников ГЭСНм. Дополнительное перемещение сверх этих расстояний может нормироваться отдельно.

Практические советы

1

Всегда начинайте расчет с детального изучения проектной документации для точного определения типа и протяженности троллейных секций.

2

Внимательно ознакомьтесь с "Составом работ" по норме и "Общими положениями" к Сборнику ГЭСНм 08, чтобы избежать ошибок двойного учета.

3

Применяйте только актуальные редакции сборников ГЭСНм и методических указаний Минстроя России для обеспечения достоверности сметы.

4

При необходимости применения коэффициентов за усложняющие условия, всегда ссылайтесь на соответствующие пункты нормативных документов и обосновывайте их в смете.

5

Ведите подробную документацию по всем принятым решениям и обоснованиям в процессе составления сметы.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Двойной учет работ, уже включенных в состав ГЭСНм 08-03-503-03 (например, отдельные сварочные работы или подъем оборудования).

!
Ошибка 2

Неправильное применение поправочных коэффициентов или их применение к неверным элементам прямых затрат.

!
Ошибка 3

Игнорирование единицы измерения нормы (100 м) при расчете объемов работ.

!
Ошибка 4

Применение данной нормы для троллейных секций, не соответствующих типу № 5, без соответствующего обоснования или выбора другой нормы.

!
Ошибка 5

Отсутствие привязки к проектным данным, что может привести к некорректному расчету ресурсов, особенно если технология отличается от усредненной.

1
08-03-503-04

Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной из угловой стали: → № 6,3, шина сечением 5х40 или 5х50 мм

Альтернативная норма для троллейных секций другого типа/размера.

2
08-01-046

Ошиновка из алюминиевых шин

Может применяться совместно для подключения троллейной линии к основной электросети.

3
08-02-472

Заземляющие проводники

Применяется для устройства системы заземления троллейной линии и связанного оборудования.

4
08-03-591

Выключатели, переключатели и штепсельные розетки

Может быть использована для монтажа вспомогательных электроустановочных изделий, связанных с троллейной системой.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м
Категория
08-03-503
Тип работ
GESNM
Материалы
[object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object]

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: