Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-03-506-02

08-03-506

Монтаж троллеев трехфазных из полосовой стали сечением до 5х50 мм или из угловой стали № 4, или из круглой стали диаметром 18 мм: → криволинейных

Подробное описание
Группа: Монтаж троллеев трехфазных из полосовой стали сечением до 5х50 мм или из угловой стали № 4, или из круглой стали диаметром 18 мм: Состав работ: Монтаж троллеев.; Присоединение. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м
Категория
08-03-506
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
218 чел.-ч при разряде 4,2
Основное назначение
Монтаж криволинейных участков трехфазных троллеев из полосовой, угловой или круглой стали.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,2 218
Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т 0.79
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 1.37
Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т) 5.4
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 61.3
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 1.37
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А 94.2
Прессы гидравлические с электроприводом 9.06
Вазелин технический кг 3.2
Шпагат бумажный, диаметр 2,5 мм кг 0.05
Электроэнергия кВт-ч 20.47
Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм м 5.83
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм кг 6.98
Болты с гайками и шайбами строительные кг 0.51
Гвозди строительные т 0.001
Прокат стальной горячекатаный полосовой, марки стали Ст3сп, Ст3пс, размеры 50х5 мм т 0.09
Сталь арматурная горячекатаная гладкая, класс A-I, диаметр 6-22 мм т 0.61
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный кг 8.77
Бирки-оконцеватели маркировочные А671 100 шт 0.092

Введение: ГЭСН 08-03-506-02 – Фундамент для расчета монтажа криволинейных троллеев

В сфере строительного ценообразования Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) служат незаменимым инструментом для определения прямых затрат на выполнение различных видов работ. Особое значение они приобретают в электромонтажной отрасли, где точность расчетов напрямую влияет на бюджет и сроки реализации проектов. ГЭСН 08-03-506-02 является одной из таких ключевых норм, детально регламентирующей процесс монтажа криволинейных участков трехфазных троллеев.

Эта норма разработана для учета трудозатрат, использования машин и расхода материалов при установке троллеев, изготовленных из специфических видов стали: полосовой стали сечением до 5х50 мм, угловой стали № 4, или круглой стали диаметром 18 мм. Ее применение критически важно для сметчиков, работающих над проектами, связанными с электроснабжением подвижных механизмов в промышленных условиях. Речь идет о таких объектах, как цеха с мостовыми кранами, складские комплексы с автоматизированными системами перемещения грузов, или производственные линии, где требуется организация электропитания оборудования, движущегося по сложным траекториям, включающим повороты и изгибы.

Единицей измерения, по которой рассчитываются затраты в рамках данной нормы, является 100 метров смонтированных троллеев. Это позволяет унифицировать расчеты и применять норму к участкам различной протяженности. Корректное использование ГЭСН 08-03-506-02 обеспечивает не только высокую точность определения прямых затрат на выполнение работ, но и способствует прозрачности, обоснованности и проверяемости сметной документации. Это, в свою очередь, минимизирует риски возникновения разногласий между заказчиком и подрядчиком, а также является залогом успешной и экономически эффективной реализации любого строительного или реконструкционного проекта.

Техническая информация: Детальный анализ состава и ресурсов нормы 08-03-506-02

Глубокое понимание каждого элемента, заложенного в ГЭСН 08-03-506-02, позволяет сметчику максимально точно применять норму и избегать ошибок.

Состав работ по норме

Согласно официальному описанию, норма 08-03-506-02 включает в себя два основных, но при этом комплексных вида работ: "Монтаж троллеев" и "Присоединение".

  1. Монтаж троллеев: Этот этап охватывает все операции, связанные с физической установкой и формированием троллейных элементов на проектной трассе.
  • Подготовительные работы: Включают тщательную разметку трассы будущих троллеев на несущих конструкциях (подкрановых балках, фермах и т.д.). Разметка должна учитывать все проектные радиусы кривизны, высотные отметки и необходимые зазоры. Для этого используются геодезические инструменты, рулетки, шаблоны и меловые шнуры.
  • Установка опорных конструкций: Монтаж кронштейнов, троллеедержателей и других элементов, которые будут непосредственно удерживать троллеи. Важно понимать, что данная норма учитывает только работы по установке этих элементов, но не их изготовление или монтаж несущих металлоконструкций, которые, как правило, рассчитываются по отдельным нормам сборника ГЭСН 09 "Металлические конструкции".
  • Гибка и подгонка стальных профилей: Это один из наиболее трудоемких и ответственных этапов для криволинейных троллеев. Стальные полосы, уголки или круги необходимо изогнуть по заданным радиусам. Этот процесс может выполняться как на специализированных гибочных станках в заводских условиях, так и непосредственно на объекте с использованием гидравлических прессов или других гибочных приспособлений, учтенных в норме. Точность гибки критически важна для обеспечения плавности хода токосъемников и долговечности системы.
  • Укладка и выравнивание секций: Изогнутые или готовые секции троллеев аккуратно укладываются на установленные опорные конструкции. Производится их точное выравнивание по горизонтали и вертикали, а также контроль соблюдения необходимых зазоров между фазами и относительно заземленных конструкций.
  • Крепление троллеев: Фиксация троллеев к опорным элементам. Это может осуществляться с помощью болтовых соединений, обеспечивающих возможность регулировки, или сварки, создающей жесткое и надежное соединение.
  • Установка компенсаторов: На длинных участках троллеев, а также в местах прохождения температурных швов зданий, предусматривается установка гибких компенсаторов. Эти элементы необходимы для поглощения линейных расширений и сжатий металла, вызванных перепадами температур, предотвращая деформации и повреждения троллейной системы.
  1. Присоединение: Этот этап обеспечивает электрическую целостность и функциональность всей троллейной системы.
  • Стыковка секций: Электрическое и механическое соединение отдельных троллейных секций между собой. Чаще всего это выполняется с помощью сварки, обеспечивающей низкое переходное сопротивление, или специальных болтовых соединений с использованием контактных пластин.
  • Подключение к питающей сети: Присоединение троллеев к основным источникам электроснабжения, включая монтаж вводных устройств и кабельных линий до точки подключения.
  • Изоляция: Выполнение всех необходимых изоляционных работ в местах электрических соединений, креплений и вводов для предотвращения коротких замыканий и обеспечения электробезопасности персонала. Используются изоляционные ленты и другие диэлектрические материалы.
  • Заземление и зануление: Подключение всех металлических частей троллейной системы и ее опорных конструкций к общему контуру заземления и системе зануления в строгом соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и других действующих нормативных документов. Это критически важный аспект для безопасности эксплуатации.
  • Маркировка: Установка бирок-оконцевателей и нанесение цветовой маркировки фаз (например, желтый, зеленый, красный для фаз А, В, С соответственно) для обеспечения удобства обслуживания и безопасности.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 08-03-506-02 учитывает расход следующих основных и вспомогательных материалов, необходимых для выполнения работ:

  • Прокат стальной горячекатаный полосовой, марки стали Ст3сп, Ст3пс, размеры 5х50 мм: Это основной материал для изготовления токоведущих троллеев. Сталь Ст3сп/Ст3пс обладает необходимыми механическими свойствами и электропроводностью для данной задачи.
  • Сталь арматурная горячекатаная гладкая, класс A-I, диаметр 6-22 мм: Используется для создания различных вспомогательных элементов, таких как закладные детали, анкеры или усиления для креплений.
  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: Обеспечивают прочные и надежные сварочные соединения, критически важные для механической и электрической целостности троллеев.
  • Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм: Применяются для обеспечения электрической изоляции в местах электрических соединений и креплений, предотвращая утечки тока и короткие замыкания.
  • Вазелин технический: Может использоваться для защиты металлических поверхностей от коррозии, смазки резьбовых соединений или как вспомогательное средство при монтаже.
  • Шпагат бумажный, диаметр 2,5 мм: Вспомогательный материал для временной фиксации, связывания или маркировки элементов в процессе монтажа.
  • Электроэнергия: Расходуется на питание сварочных аппаратов, гидравлических прессов, подъемных механизмов, электроинструмента и освещения рабочей зоны.
  • Болты с гайками и шайбами строительные: Используются для механического крепления троллеев к опорным конструкциям, а также для создания разъемных электрических соединений.
  • Гвозди строительные: Могут применяться для временных креплений, создания опалубки или других вспомогательных работ.
  • Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: Предназначена для антикоррозийной защиты металлических поверхностей троллеев и их опорных конструкций. Важно помнить, что контактные поверхности троллеев не окрашиваются.
  • Бирки-оконцеватели маркировочные А671: Используются для четкой и долговечной маркировки фаз, секций и других элементов троллейной системы, что облегчает эксплуатацию и обслуживание, а также повышает безопасность.

Трудозатраты и время выполнения

Норма ГЭСН 08-03-506-02 учитывает значительные трудозатраты, что обусловлено высокой сложностью и точностью, требуемой при монтаже криволинейных элементов. Для выполнения 100 метров монтажа троллеев предусмотрено 218 чел.-ч. Средний разряд работы составляет 4,2, что указывает на необходимость привлечения квалифицированных рабочих-монтажников, обладающих опытом в выполнении сложных гибочных, сварочных и монтажных операций. Этот показатель включает время на все операции, начиная от подготовительных работ и заканчивая присоединением и контролем качества.

Машины и оборудование

Для эффективного и безопасного выполнения работ по данной норме предусмотрено использование следующего парка машин и механизмов:

  • Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т; Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: Эти подъемно-транспортные средства являются ключевыми для перемещения тяжелых и крупногабаритных троллейных секций, а также для подъема рабочих и оборудования на высоту. Мостовые краны могут использоваться, если они уже смонтированы и запитаны по временной схеме.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): Применяются для точного позиционирования, натяжения троллеев, а также для подъема элементов в условиях, где использование крана затруднено или требуется более деликатное перемещение.
  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: Обеспечивают безопасный и мобильный доступ рабочих к месту монтажа на высоте. Они особенно эффективны при работе с протяженными криволинейными участками, где требуется частое перемещение вдоль трассы.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: Используются для оперативной доставки материалов, инструментов, вспомогательного оборудования и персонала на строительную площадку и внутри рабочей зоны.
  • Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: Необходимы для выполнения высококачественных сварочных соединений троллеев, креплений и других металлических элементов.
  • Прессы гидравлические с электроприводом: Могут применяться для предварительной гибки стальных профилей по заданным радиусам, если это не выполняется на заводе-изготовителе или требует корректировки на месте монтажа. Точность гибки на прессе обеспечивает соответствие троллеев проектным параметрам.

Практическое применение: Алгоритм расчета и нюансы

Корректное применение ГЭСН 08-03-506-02 требует не только знания состава работ, но и понимания алгоритма расчета, а также учета специфических особенностей объекта.

Пошаговый алгоритм расчета сметной стоимости

Для определения сметной стоимости работ по монтажу криволинейных троллеев по норме 08-03-506-02 следуйте следующему алгоритму, уделяя внимание каждой детали:

  1. Детальное определение физического объема работ: Это первый и самый критичный шаг. Тщательно измерьте общую протяженность всех криволинейных участков троллеев, подлежащих монтажу, в метрах. Эта информация должна быть получена исключительно из актуальной и полной проектной документации, включая архитектурно-строительные чертежи, схемы электроснабжения, спецификации оборудования и материалов. Убедитесь, что учтены все изгибы, повороты и переходы.
  2. Приведение объема к единице измерения нормы: Поскольку норма ГЭСН 08-03-506-02 приведена на 100 метров смонтированных троллеев, необходимо разделить полученную общую длину на 100. Например, если общая длина криволинейных троллеев составляет 475 метров, приведенный объем для расчета будет 4,75 (475 м / 100 м).
  3. Расчет прямых затрат: Умножьте полученный приведенный объем на нормативные показатели, указанные непосредственно в таблице ГЭСН 08-03-506-02. Это включает:
  • Трудозатраты рабочих: Полученный объем * 218 чел.-ч. Этот показатель отражает количество человеко-часов, необходимых для выполнения всего комплекса работ.
  • Машино-часы: Полученный объем * (количество машино-часов для каждого конкретного вида машин и механизмов, таких как краны, лебедки, подъемники, сварочные аппараты и прессы).
  • Расход материалов: Полученный объем * (количество единиц каждого вида материала, от полосовой стали до изоляционной ленты и краски).
  1. Применение поправочных коэффициентов: Это важный этап, который позволяет адаптировать базовые нормы к конкретным условиям производства работ. Примените все необходимые коэффициенты, которые могут быть установлены для данного объекта или вида работ. К ним могут относиться:
  • Коэффициенты на стесненность условий производства работ (например, работа в действующем цехе, вблизи другого оборудования).
  • Коэффициенты на работу на высоте (если высота превышает базовую, учтенную в норме).
  • Коэффициенты на реконструкцию или капитальный ремонт (если работы ведутся на существующем объекте).
  • Коэффициенты на особые климатические условия (при работе в условиях низких температур, повышенной влажности и т.д.).
  • Эти коэффициенты устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями по применению сметных норм и расценок, а также техническими частями соответствующих сборников.
  1. Учет дополнительных затрат: Включите в смету затраты, которые не учтены данной нормой, но являются обязательными согласно проекту или условиям контракта. К таким затратам могут относиться:
  • Изготовление и монтаж опорных металлоконструкций, которые не являются частью троллейной системы, а служат для ее крепления (например, фермы, балки).
  • Работы по устройству заземляющих контуров и подключению троллеев к системе заземления, если они не учтены в составе нормы.
  • Пусконаладочные работы после завершения монтажа троллейной системы.
  • Транспортные расходы на доставку крупногабаритных материалов и тяжелого оборудования на объект, если они не покрываются накладными расходами.
  • Затраты на утилизацию строительных отходов и мусора.
  • Затраты на временные здания и сооружения, охрану труда и технику безопасности.

Примеры использования нормы 08-03-506-02

  • Монтаж троллеев для мостовых кранов в металлургическом цехе: В условиях крупного металлургического производства, где мостовые краны перемещаются по сложным траекториям, огибая печи, прокатные станы или другие стационарные агрегаты, данная норма будет применяться для расчета стоимости монтажа криволинейных участков главных троллеев. Это обеспечит бесперебойное электроснабжение кранов на всем их пути.
  • Установка троллейных систем для автоматизированных транспортных линий: На современных автоматизированных складах или в логистических центрах, где используются роботизированные тележки или штабелеры, маршрут которых включает многочисленные повороты и изгибы, ГЭСН 08-03-506-02 будет использоваться для расчета монтажа троллейных шинопроводов, обеспечивающих питание этих систем.
  • Электроснабжение передвижного оборудования на открытых площадках: В некоторых случаях, например, на крупных строительных площадках или в карьерах, может потребоваться электроснабжение подвижного оборудования (например, буровых установок, конвейеров) по криволинейным трассам. Данная норма позволит корректно оценить затраты на монтаж таких троллеев.

Особенности и ограничения применения

  • Строго для криволинейных участков: Ключевое ограничение нормы 08-03-506-02 заключается в ее применимости исключительно для "криволинейных" участков троллеев. Для прямых участков, даже если они являются частью той же троллейной системы, необходимо использовать другие, соответствующие нормы. Например, для прямых участков из угловой стали применяются ГЭСНм 08-03-501-01 (Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 5 — 100 м), ГЭСНм 08-03-501-02 (до № 6,3) или ГЭСНм 08-03-501-03 (до № 7,5).
  • Специфика материала и сечения: Норма четко определяет типы стали (полосовая до 5х50 мм, угловая № 4, круглая диаметром 18 мм). Если в проекте предусмотрены троллеи из других материалов (например, алюминиевых сплавов) или существенно отличающихся сечений, данная норма не может быть применена напрямую. В таких случаях следует искать специализированные нормы, такие как ГЭСНм 08-03-503-05 (Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной), или, при их отсутствии, разрабатывать индивидуальные расценки с соответствующим обоснованием.
  • Уровень заводской готовности: ГЭСН предполагает, что оборудование и материалы поступают на монтаж в полной заводской готовности, максимально укрупненными узлами или блоками, которые не требуют значительных подгоночных операций на строительной площадке. Если проект предусматривает сложную сборку или доработку элементов на месте, это может потребовать дополнительных затрат, которые должны быть обоснованы и учтены отдельно.
  • Неучтенные работы: Важно помнить, что норма не включает затраты на демонтаж существующих троллеев при реконструкции объекта. Также она не учитывает монтаж вторичных цепей, кабелей (кроме тех, что поставляются в комплекте с оборудованием), установку ящиков, пультов и шкафов, а также монтаж опорных конструкций, если они не являются неотъемлемой частью самой троллейной системы. Все эти работы должны быть учтены по соответствующим отдельным нормам и расценкам.

Полезная информация для сметчика: Ошибки, советы и контроль

Для успешного применения ГЭСН 08-03-506-02 и составления точной сметы сметчику необходимо учитывать не только технические аспекты, но и практические нюансы, а также типичные ошибки.

Типичные ошибки применения нормы и как их избежать

  1. Неправильная идентификация участка (прямой/криволинейный):
  • Ошибка: Применение нормы 08-03-506-02 (для криволинейных участков) к прямым участкам троллеев, или наоборот. Это приводит к завышению или занижению стоимости, так как трудоемкость криволинейных участков значительно выше.
  • Как избежать: Всегда внимательно изучайте проектные чертежи, схемы и спецификации. Четко различайте прямые и криволинейные секции. При малейших сомнениях запрашивайте у проектировщиков уточнения или используйте специализированное ПО для визуализации трассы.
  1. Игнорирование радиуса кривизны:
  • Ошибка: Хотя сама норма не дифференцирует радиусы кривизны, в реальной практике монтаж троллеев с очень малым радиусом значительно сложнее и трудозатратнее, чем с большим. Это может привести к недооценке сложности работ.
  • Как избежать: Если проект предусматривает особо малые радиусы, которые существенно усложняют работу, рассмотрите возможность применения повышающих коэффициентов на усложняющие факторы, предусмотренные Методическими указаниями, или обоснуйте разработку индивидуальной расценки.
  1. Неучет сопутствующих и вспомогательных работ:
  • Ошибка: Забывают включить в смету подготовительные работы (например, детальную разметку, подготовку мест крепления), работы по антикоррозийной защите (окраске), если они не учтены в составе данной нормы или других расценках.
  • Как избежать: Составляйте подробную технологическую карту выполнения работ, чтобы учесть все необходимые операции. Внимательно читайте техническую часть сборника ГЭСНм 08, где могут быть указаны дополнительные работы, не входящие в состав основной нормы.
  1. Использование устаревших редакций норм:
  • Ошибка: Нормативные базы регулярно обновляются (например, ГЭСН-2001, ГЭСН-2009, ГЭСН-2014, ГЭСН-2020). Использование устаревших данных может привести к значительным ошибкам в расчетах и проблемам при прохождении экспертизы.
  • Как избежать: Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и всегда используйте самую актуальную редакцию ГЭСН, утвержденную Минстроем России.
  1. Некорректное применение поправочных коэффициентов:
  • Ошибка: Неправильное применение повышающих или понижающих коэффициентов на условия производства работ (например, стесненность, работа на высоте, реконструкция, работа в зимнее время). Это может привести к существенному искажению итоговой стоимости.
  • Как избежать: Тщательно изучайте Методические указания по применению сметных норм и расценок, а также технические части сборников. Каждый коэффициент должен быть обоснован конкретными условиями объекта.
  1. Завышение или занижение объемов работ и расхода материалов:
  • Ошибка: Намеренное или случайное искажение объемов работ или нормативного расхода материалов.
  • Как избежать: Проводите двойную проверку объемов по проектной документации. Используйте специализированное сметное программное обеспечение, которое помогает автоматизировать расчеты и минимизировать человеческий фактор.

Практические советы для сметчика

  • Детальное изучение проекта — ваш главный инструмент: Прежде чем приступать к расчету, досконально изучите всю доступную проектную документацию: чертежи, пояснительные записки, спецификации материалов и оборудования, технологические карты. Чем полнее информация, тем точнее будет смета.
  • Комплексный подход к составлению сметы: Помните, что ГЭСН 08-03-506-02 покрывает только монтаж и присоединение троллеев. Убедитесь, что в смету включены все сопутствующие и вспомогательные работы: изготовление и монтаж опорных конструкций, заземление, окраска (кроме контактных поверхностей), пусконаладочные работы, транспортные расходы, утилизация отходов.
  • Резерв на непредвиденные расходы: Для сложных проектов, особенно с большим количеством уникальных криволинейных участков, всегда закладывайте в смету резерв на непредвиденные расходы. Обычно это составляет 5-15% от прямых затрат. Этот резерв поможет покрыть непредвиденные затраты, возникающие из-за скрытых условий, изменений в проекте или других форс-мажорных обстоятельств.
  • Консультации со специалистами: При возникновении любых сомнений по применению нормы, особенностям технологии монтажа или выбору материалов, не стесняйтесь обращаться за консультацией к инженерам-проектировщикам, технологам или опытным монтажникам. Их практический опыт может быть бесценен.
  • Документирование процесса: Для обоснования выполненных объемов и качества работ, особенно на сложных участках, рекомендуется вести подробную фотофиксацию процесса монтажа и составлять акты освидетельствования скрытых работ (например, качество сварных швов, правильность крепления).

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж троллеев часто требуется использовать и другие нормы, дополняющие ГЭСН 08-03-506-02, для полного охвата всех видов работ:

  • ГЭСНм 08-03-501-01: "Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 5 — 100 м". Эта норма применяется для расчета стоимости монтажа "прямых" участков троллеев аналогичного назначения и материала.
  • ГЭСНм 08-03-501-02: "Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 6,3 — 100 м". Также используется для прямых участков, но для троллеев с большим сечением угловой стали.
  • ГЭСНм 08-03-501-03: "Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 7,5 — 100 м". Применяется для прямых участков с еще большим сечением угловой стали.
  • ГЭСНм 08-03-503-05: "Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной". Эта норма актуальна, если проект предусматривает троллеи с дополнительными токоподводящими шинами или из других профилей, не учтенных в 08-03-506-02.
  • ГЭСН 09 "Металлические конструкции": Для расчета стоимости изготовления и монтажа несущих опорных металлоконструкций (ферм, балок, стоек), на которые крепятся троллеи, если эти конструкции не входят в состав самой троллейной системы.
  • ГЭСН 08-02 "Заземление и зануление": Для учета работ по устройству заземляющих контуров, прокладке заземляющих проводников и подключению всех металлических частей троллеев к системе заземления.
  • ГЭСНп 01 "Пусконаладочные работы. Электротехнические устройства": Для учета затрат на пусконаладочные работы, которые проводятся после завершения монтажа троллейной системы для проверки ее работоспособности и соответствия проектным параметрам.

Контрольные моменты для сметчика

Для обеспечения качества сметной документации и ее соответствия фактическим работам, сметчику важно контролировать следующие ключевые аспекты:

  • Соответствие проектной документации: Убедиться, что все смонтированные криволинейные участки троллеев, их радиусы, сечения используемых материалов и способы крепления строго соответствуют последней утвержденной проектной документации. Любые отклонения должны быть зафиксированы и обоснованы.
  • Качество соединений: Особое внимание уделять качеству сварочных швов (визуальный осмотр, при необходимости — неразрушающий контроль) и надежности болтовых соединений. От этих элементов напрямую зависит механическая прочность и электрическая непрерывность всей системы.
  • Надежность изоляции и заземления: Проверить правильность выполнения изоляционных работ в местах соединений и креплений, а также надежность подключения всех металлических частей к системе заземления и зануления. Это критически важно для электробезопасности.
  • Функциональное опробование: Убедиться, что после завершения монтажа троллейная система прошла все необходимые функциональные испытания и опробование, подтверждающие ее полную работоспособность и соответствие эксплуатационным требованиям.

Ключевые моменты

  • Норма 08-03-506-02 применяется исключительно для монтажа криволинейных участков трехфазных троллеев.

  • Учитывает монтаж троллеев из полосовой стали сечением до 5х50 мм, угловой стали № 4 или круглой стали диаметром 18 мм.

  • Состав работ включает "Монтаж троллеев" (разметка, гибка, укладка, крепление) и "Присоединение" (стыковка, изоляция, заземление).

  • Трудозатраты составляют 218 чел.-ч на 100 метров при среднем разряде 4,2, что отражает высокую сложность работ.

  • Требует применения поправочных коэффициентов на условия производства работ и учета сопутствующих норм для полного расчета.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-03-506-02 применяется для расчета стоимости монтажа криволинейных участков трехфазных троллеев, выполненных из полосовой стали сечением до 5х50 мм, угловой стали № 4 или круглой стали диаметром 18 мм. Она используется в проектах электроснабжения подвижных механизмов, таких как мостовые краны, тельферы и автоматизированные транспортные системы, где требуется обход препятствий или изменение направления движения.

В норме учтены следующие основные и вспомогательные материалы: прокат стальной горячекатаный полосовой (Ст3сп, Ст3пс, 50х5 мм), сталь арматурная горячекатаная гладкая (класс A-I, диаметр 6-22 мм), электроды сварочные (УОНИ 13/45, Э42А, 4-5 мм), ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные, вазелин технический, шпагат бумажный, электроэнергия, болты с гайками и шайбами строительные, гвозди строительные, краска масляная (МА-0115, мумия, сурик железный), бирки-оконцеватели маркировочные А671.

Норма ГЭСН 08-03-506-02 предусматривает 218 человеко-часов (чел.-ч) на каждые 100 метров монтажа троллеев. Средний разряд работы, необходимый для выполнения данных операций, составляет 4,2, что подчеркивает потребность в квалифицированных специалистах для работы с криволинейными элементами.

Ключевое отличие заключается в трудоемкости и специфике работ. ГЭСН 08-03-506-02 учитывает дополнительные операции, связанные с гибкой и точной подгонкой стальных профилей по криволинейным радиусам, что значительно сложнее, чем монтаж прямых участков. Для прямых участков используются другие нормы, например, ГЭСНм 08-03-501-01, которые имеют иные показатели трудозатрат и ресурсов.

Практические советы

1

Всегда детально изучайте проектную документацию (чертежи, спецификации) для точного определения объемов и особенностей криволинейных участков.

2

Применяйте комплексный подход к смете, включая все сопутствующие работы: изготовление опорных конструкций, заземление, окраску, пусконаладочные работы.

3

Закладывайте резерв на непредвиденные расходы (5-15% от прямых затрат), особенно для сложных проектов с уникальными криволинейными участками.

4

Консультируйтесь с инженерами-проектировщиками или опытными монтажниками при возникновении сомнений по применению нормы или технологии.

5

Ведите фотофиксацию и составляйте акты скрытых работ для обоснования выполненных объемов и качества, особенно на сложных участках.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для прямых участков троллеев вместо криволинейных, что приводит к искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Игнорирование радиуса кривизны при расчете, что может недооценить сложность работ для особо малых радиусов.

!
Ошибка 3

Неучет сопутствующих работ, таких как разметка, антикоррозийная защита или монтаж опорных конструкций, если они не включены в состав нормы.

!
Ошибка 4

Использование устаревших редакций сметных норм, что ведет к некорректным расчетам и проблемам при экспертизе.

!
Ошибка 5

Неправильное применение поправочных коэффициентов на условия производства работ (стесненность, высота, реконструкция).

1
08-03-501-01

Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 5 — 100 м

Применяется для прямых участков троллеев аналогичного назначения и материала.

2
08-03-501-02

Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 6,3 — 100 м

Используется для прямых участков троллеев с большим сечением угловой стали.

3
08-03-501-03

Монтаж троллеев трехфазных для кранов из угловой стали: до № 7,5 — 100 м

Применяется для прямых участков троллеев с еще большим сечением угловой стали.

4
08-03-503-05

Монтаж троллейных секций трехфазных из профильной стали с алюминиевой подпиточной шиной

Актуальна для троллеев с дополнительными токоподводящими шинами или из других профилей.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м
Категория
08-03-506
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 4,2: 218Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 0.79Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.37Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 5.4Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 61.3Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1.37Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 94.2Прессы гидравлические с электроприводом: 9.06Вазелин технический: 3.2 кгШпагат бумажный, диаметр 2,5 мм: 0.05 кгЭлектроэнергия: 20.47 кВт-чЛенты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм: 5.83 мЭлектроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 6.98 кгБолты с гайками и шайбами строительные: 0.51 кгГвозди строительные: 0.001 тПрокат стальной горячекатаный полосовой, марки стали Ст3сп, Ст3пс, размеры 50х5 мм: 0.09 тСталь арматурная горячекатаная гладкая, класс A-I, диаметр 6-22 мм: 0.61 тКраска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 8.77 кгБирки-оконцеватели маркировочные А671: 0.092 100 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: