Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 10-02-051-07

10-02-051

Прокладка, включение кабелей, проводов, шин → Прокладка магистральных шин по рядам

Подробное описание
Группа: Прокладка, включение кабелей, проводов, шин Состав работ: Установка шинодержателей на 1 край ряда. Обоснование: НР: Пр/812-051.1, СП: Пр/774-051.1; НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0

Быстрая информация

Единица измерения
ряд
Категория
10-02-051
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
0.4 чел.-ч при разряде 4.0
Основное назначение
Установка шинодержателей на 1 край ряда при прокладке магистральных шин.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,0 0.4

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 10-02-051-07 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости электромонтажных работ. Она относится к группе норм, регламентирующих "Прокладку, включение кабелей, проводов, шин", и конкретно определяет затраты на "Прокладку магистральных шин по рядам".

Основное назначение данной нормы — учет трудозатрат и ресурсов, необходимых для установки шинодержателей на один край ряда магистральных шин. Это означает, что норма применяется для фиксации шин в определенных, локализованных точках, а не для непрерывной прокладки шинодержателей по всей длине трассы. Понимание этой специфики критически важно для корректного применения нормы и избежания ошибок в сметной документации.

Единицей измерения для данной нормы является "ряд". Это подчеркивает ее применимость к дискретным участкам или точкам, а не к линейным метрам. Норма включена в сборник ГЭСНм-2001-10 "Оборудование связи", что указывает на ее основное применение в проектах, связанных с монтажом оборудования связи и сопутствующих электротехнических установок.

Техническая информация

Состав работ по норме

Согласно официальному описанию, состав работ по ГЭСН 10-02-051-07 включает единственную операцию: "Установка шинодержателей на 1 край ряда".

  • Шинодержатели — это специальные опорные конструкции, предназначенные для крепления электрических шин (токопроводов) к несущим элементам зданий, сооружений или оборудования. Они обеспечивают надежную фиксацию шин, изоляцию от конструкций и защиту от механических воздействий. Тип и количество шинодержателей определяются проектной документацией в зависимости от сечения шин, их массы, конфигурации трассы и условий эксплуатации.
  • "1 край ряда" — это ключевое понятие данной нормы. Оно означает, что работы по установке шинодержателей учитываются для одного, четко определенного участка или точки, которая является "краем" или началом/окончанием линейного элемента (ряда) магистральных шин. Это может быть место подключения шин к распределительному устройству, ввод в здание, переход между секциями или любая другая точка, где требуется специфическое, локализованное крепление. Важно не путать это с непрерывной прокладкой шинодержателей по всей длине трассы, которая, как правило, учитывается другими нормами, например, из сборника ГЭСНм-08 "Электротехнические установки".

Материалы и ресурсы

Входные данные для нормы 10-02-051-07 не содержат прямого перечня материальных ресурсов, таких как конкретные типы шинодержателей или крепежных элементов. Это означает, что стоимость самих шинодержателей и сопутствующих материалов (болты, гайки, шайбы, анкеры и т.д.) должна быть учтена в смете отдельно, исходя из проектных решений и спецификаций. Норма покрывает только затраты на работу по их установке.

Единственный ресурс, указанный в норме, относится к трудозатратам:

  • Средний разряд работы 4,0: 0.4

Это означает, что для выполнения работ по данной норме требуется труд рабочих-монтажников со средним квалификационным разрядом 4,0. Коэффициент 0,4 указывает на объем трудозатрат, выраженный в человеко-часах на единицу измерения "ряд".

Трудозатраты и время выполнения

Согласно данным, полученным из официальных источников, трудозатраты по норме ГЭСН 10-02-051-07 составляют:

  • Затраты труда рабочих-монтажников (разряд 4,0): 0,4 чел.-ч на 1 ряд.

Это относительно небольшие трудозатраты, что еще раз подтверждает узкую специализацию данной нормы — она охватывает лишь установку шинодержателей в одной конкретной точке ("край ряда"), а не весь комплекс работ по прокладке шин. Фактическое время выполнения работ будет зависеть от квалификации бригады, сложности доступа к месту установки и других условий производства работ, которые могут быть учтены с помощью поправочных коэффициентов, предусмотренных в технических частях сборников ГЭСН и методических указаниях (например, МДС 81-35.2004).

Требования к квалификации

Указанный средний разряд работы 4,0 подразумевает, что исполнители должны обладать соответствующей квалификацией в области электромонтажных работ. Рабочие должны иметь необходимые знания и навыки для безопасной и качественной установки электротехнического оборудования, уметь работать с измерительными инструментами, крепежными элементами и соблюдать требования электробезопасности.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Применение нормы ГЭСН 10-02-051-07 в сметной документации требует четкого понимания ее области действия:

  1. Изучение проектной документации: Прежде всего, необходимо внимательно изучить рабочие чертежи и спецификации проекта. Определите количество "рядов" магистральных шин, для которых предусмотрена установка шинодержателей именно на "краю" (в начале, конце или в специфических точках крепления).
  2. Определение количества единиц: Подсчитайте количество таких "краев рядов". Например, если магистральная шина прокладывается от одного распределительного устройства к другому, и требуется установка шинодержателей в точках подключения к обоим устройствам, то это будет 2 "края ряда". Если есть промежуточные точки крепления, которые по проекту классифицируются как "край ряда" (например, на стыках секций или при изменении направления), их также следует учесть.
  3. Применение нормы: Умножьте количество определенных "рядов" на нормативные показатели, предусмотренные ГЭСН 10-02-051-07. Для каждого "ряда" будут учтены 0,4 чел.-ч трудозатрат рабочих-монтажников.
  4. Учет материальных ресурсов: Отдельно от данной нормы учтите стоимость самих шинодержателей, крепежных элементов и других необходимых материалов, согласно спецификациям проекта. Эти затраты не входят в состав ГЭСН 10-02-051-07.
  5. Применение поправочных коэффициентов: При необходимости примените поправочные коэффициенты, учитывающие условия производства работ (например, стесненность, работу на высоте и т.д.), согласно техническим частям сборников ГЭСН и соответствующим методическим указаниям.

Примеры использования

Пример 1: Подключение шин к оборудованию

Предположим, необходимо проложить магистральные шины от главного распределительного щита (ГРЩ) до вводного устройства трансформаторной подстанции. В проектной документации указано, что в местах подключения к ГРЩ и вводному устройству ТП требуются усиленные шинодержатели, которые классифицируются как "установка шинодержателей на 1 край ряда".

  • Расчет: В данном случае будет 2 "края ряда" (один у ГРЩ, один у ТП). Соответственно, норма ГЭСН 10-02-051-07 применяется 2 раза.
  • Трудозатраты: 2 ряда * 0,4 чел.-ч/ряд = 0,8 чел.-ч.

Пример 2: Прокладка шин с промежуточными точками крепления

Магистральная шина длиной 50 метров прокладывается по цеху. Проектом предусмотрены стандартные промежуточные крепления (которые учитываются другими нормами, например, ГЭСНм 08-01-069-03), а также специальные концевые крепления у двух распределительных щитов и одно дополнительное усиленное крепление в середине трассы, где шина проходит через деформационный шов. Каждое из этих трех специальных креплений квалифицируется как "1 край ряда".

  • Расчет: Количество применений ГЭСН 10-02-051-07: 3 "края ряда".
  • Трудозатраты: 3 ряда * 0,4 чел.-ч/ряд = 1,2 чел.-ч.

Особенности и ограничения

  • Локальный характер: Главная особенность нормы — ее локальный характер. Она не предназначена для учета непрерывной прокладки шинодержателей по всей длине трассы. Для таких работ следует использовать другие нормы, например, из сборника ГЭСНм-08 "Электротехнические установки", которые учитывают установку шинодержателей на 100 м шин или другие измерители протяженности.
  • Отсутствие материалов: Норма не включает стоимость самих шинодержателей и крепежных элементов. Их необходимо добавлять в смету отдельными позициями по проектным данным.
  • Контекст применения: Норма находится в сборнике "Оборудование связи", но ее формулировка "Прокладка магистральных шин" позволяет применять ее и в других электротехнических установках, где используются магистральные шины, при условии, что состав работ соответствует описанию нормы.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильная интерпретация "1 край ряда": Самая распространенная ошибка — это применение данной нормы для учета установки шинодержателей по всей длине магистральных шин, как если бы "ряд" означал протяженность. Это приводит к значительному занижению сметной стоимости, так как нормативные трудозатраты (0,4 чел.-ч) слишком малы для протяженных работ. Как избежать: Всегда помните, что "1 край ряда" — это точка или локальный участок крепления, а не линейный метр. Количество "рядов" определяется количеством таких специфических точек, а не длиной трассы.
  2. Использование нормы в отрыве от других работ: Данная норма является лишь частью комплексного процесса прокладки шин. Ошибка заключается в неучете или неправильном учете других необходимых работ, таких как заготовка и прокладка самих шин, установка промежуточных креплений, соединение шин, подключение и т.д. Как избежать: Всегда рассматривайте ГЭСН 10-02-051-07 в контексте всего проекта электромонтажных работ. Используйте ее в сочетании с другими, более общими нормами на монтаж шин.
  3. Неучет стоимости материалов: Поскольку норма не включает стоимость шинодержателей и крепежных элементов, их неучет приведет к неполной смете. Как избежать: Внимательно проверяйте спецификации проекта и добавляйте все необходимые материальные ресурсы отдельными позициями.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Тщательно анализируйте проектную документацию, особенно разделы, касающиеся электроснабжения и прокладки шин. Количество "краев рядов" должно быть четко обосновано проектными решениями.
  • Комплексный подход: Используйте ГЭСН 10-02-051-07 в сочетании с другими нормами, которые покрывают основные работы по монтажу шин. Например, для прокладки самих шин и установки большинства шинодержателей могут применяться нормы из сборника ГЭСНм-08 "Электротехнические установки", такие как Шина сборная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая или Шина сборная - три полосы в фазе, медная или алюминиевая.
  • Консультации с проектировщиками: В случае сомнений относительно определения "края ряда" или необходимости применения данной нормы, всегда обращайтесь за разъяснениями к авторам проектной документации.
  • Использование актуальных баз: Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию ГЭСН и соответствующие индексы пересчета в текущие цены, если это необходимо.

Связанные нормы

Для полного и корректного учета работ по прокладке магистральных шин, ГЭСН 10-02-051-07 часто применяется в комплексе с другими нормами:

Контрольные моменты

При проверке смет, включающих ГЭСН 10-02-051-07, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Обоснованность количества "рядов": Убедитесь, что количество примененных единиц "ряд" соответствует проектной документации и логике выполнения работ. Каждый "ряд" должен быть четко идентифицируемой точкой или локальным участком, а не произвольно выделенной протяженностью.
  • Комплектность сметы: Проверьте, учтены ли все остальные работы по прокладке шин (сами шины, их соединение, другие типы креплений, подключение) с использованием соответствующих норм.
  • Наличие материалов: Убедитесь, что стоимость шинодержателей и крепежных элементов, не учтенных данной нормой, включена в смету отдельными позициями.
  • Применение поправочных коэффициентов: Проверьте корректность применения любых поправочных коэффициентов, если они использовались.

Правильное применение ГЭСН 10-02-051-07 позволяет точно определить затраты на специфические работы по креплению магистральных шин, что является залогом достоверности всей сметной документации по электромонтажным работам.

Ключевые моменты

  • Норма применяется для установки шинодержателей на "один край ряда" магистральных шин, что означает локализованную точку крепления.

  • Единица измерения — "ряд", подчеркивающая дискретный характер работы, а не протяженность.

  • Трудозатраты составляют 0,4 чел.-ч для рабочего 4-го разряда на один "ряд".

  • Норма относится к электромонтажным работам в сборнике ГЭСНм-2001-10 "Оборудование связи".

  • Требует внимательного применения в комплексе с другими нормами для учета полного объема работ по прокладке шин, так как не включает стоимость материалов и непрерывное крепление.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 10-02-051-07 применяется для учета затрат на установку шинодержателей на один край ряда магистральных шин. Это относится к специфическим, локализованным точкам крепления, таким как начало или окончание трассы шин, места подключения к оборудованию или другие точки, требующие особого усиленного крепления.

В самой норме ГЭСН 10-02-051-07 не указаны конкретные материальные ресурсы. Подразумевается наличие шинодержателей и крепежных элементов, которые должны быть учтены в смете отдельно, согласно проектной документации и спецификациям. Норма покрывает только трудозатраты на их установку.

Нормой предусмотрены трудозатраты рабочих-монтажников 4-го разряда в объеме 0,4 чел.-ч на 1 ряд.

"1 край ряда" означает установку шинодержателей в одной конкретной точке или на одном участке, который рассматривается как "край" или начало/конец линейного элемента (ряда) магистральных шин. Это не подразумевает непрерывную прокладку шинодержателей по всей длине ряда, а указывает на локализованную операцию крепления.

Практические советы

1

Всегда внимательно изучайте проектную документацию, чтобы точно определить количество "краев рядов", для которых требуется применение данной нормы. Каждый "ряд" должен быть четко обоснован проектным решением.

2

Используйте ГЭСН 10-02-051-07 в сочетании с другими нормами, например, из сборника ГЭСНм-08 "Электротехнические установки" (ГЭСНм 08-01-069-03, ГЭСНм 08-01-070-01), которые покрывают основную прокладку шин и их непрерывное крепление.

3

Помните, что норма 10-02-051-07 покрывает только работу по установке шинодержателей, а не стоимость самих материалов. Материалы должны быть добавлены в смету отдельными позициями.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильная интерпретация "1 край ряда" как протяженного участка (например, 1 метр или 100 метров), что приводит к существенному занижению или завышению объемов работ и, как следствие, сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Применение нормы для учета всех работ по прокладке шин, вместо использования ее только для специфических точек крепления. Это игнорирует необходимость применения других, более объемных норм для основной части прокладки шин.

!
Ошибка 3

Неучет стоимости самих шинодержателей и крепежных элементов, так как данная норма их не включает, что приводит к неполной смете.

1
10-02-051-06

Прокладка рядовых питающих проводов

Находится в той же таблице ГЭСНм-2001-10 и использует аналогичную единицу измерения "ряд", но применяется для прокладки проводов, а не шин.

2
08-01-069-03

Шина сборная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: свыше 500 до 1000 мм2

Применяется для основной прокладки сборных шин, включая установку шинодержателей, компенсаторов и междушинных прокладок на протяженных участках (измеритель — 100 м). Используется в комплексе с 10-02-051-07 для полного учета работ.

3
08-01-070-01

Шина сборная - три полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: до 500 мм2

Аналогична 08-01-069-03, но для трех полос в фазе. Также используется для основной прокладки шин и их крепления на протяженных участках.

4
08-05-045-02

Шина заземления по: установленным конструкциям

Применяется для прокладки шин заземления, что может быть сопутствующим видом работ при монтаже магистральных шин.

Технические характеристики

Единица измерения
ряд
Категория
10-02-051
Тип работ
GESNM
Материалы
Не указаны напрямую, подразумевается наличие шинодержателей и крепежных элементов.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: