Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 10-07-073-06 является фундаментальным документом для определения затрат на прокладку кабелей связи в условиях, требующих особого подхода и повышенной осторожности. Эта норма регламентирует процесс прокладки двух кабелей связи, каждый массой до 3 кг на 1 метр, вручную с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог. Специфика места проведения работ — полоса отвода железных дорог — накладывает строгие требования к безопасности, координации и соблюдению технологических регламентов, что делает правильное применение данной нормы критически важным для точности сметных расчетов.
Основное назначение нормы — унифицировать и стандартизировать затраты на выполнение комплекса работ, связанных с земляными работами и укладкой кабеля в условиях ограниченного пространства и повышенной опасности, характерных для железнодорожной инфраструктуры. Единицей измерения для данной нормы является 1 километр трассы, что позволяет масштабировать расчеты в зависимости от протяженности прокладываемой линии.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 10-07-073-06 охватывает полный комплекс операций, необходимых для прокладки кабелей связи в указанных условиях. В состав работ включены следующие этапы:
- Разбивка трассы, уборка с трассы посторонних предметов, вырубка мелколесья, планировка трассы. Этот начальный этап включает подготовку участка для проведения работ, очистку от растительности и мусора, а также точное обозначение маршрута прокладки кабеля.
- Подготовка машин и механизмов к работе. Включает проверку, настройку и размещение необходимой техники, такой как экскаваторы и краны, на объекте.
- Разработка экскаватором траншеи и котлованов под технологический запас кабеля, подчистка дна. Основной объем земляных работ выполняется механизированным способом. Также предусматривается создание котлованов для размещения технологического запаса кабеля, необходимого для последующих соединений и компенсации температурных деформаций.
- Разработка грунта вручную на подходах к существующим коммуникациям, прокладка асбестоцементных труб. В местах пересечения с действующими коммуникациями (трубопроводами, другими кабелями) работы выполняются вручную для исключения их повреждения. Здесь же предусматривается прокладка защитных асбестоцементных труб для кабелей.
- Укладка кабеля на дно траншеи с протягиванием его в асбестоцементных трубах. Непосредственная укладка кабеля в подготовленную траншею и его протягивание через защитные трубы.
- Сооружение временного переезда через железнодорожные пути на перегоне при изменении сторонности кабелей. При необходимости пересечения железнодорожных путей для изменения стороны прокладки кабеля предусматривается устройство временного переезда, что является сложной и ответственной операцией, требующей согласования с железнодорожными службами.
- Работы, связанные с преодолением препятствий при невозможности их преодоления (болота, трубопроводы и др). Норма учитывает дополнительные трудозатраты на обход или преодоление естественных и искусственных препятствий, которые невозможно обойти по трассе.
- Засыпка траншеи с кабелем грунтом. Обратная засыпка траншеи после укладки кабеля.
- Установка замерных столбиков. Установка специальных столбиков для обозначения трассы кабеля и его местоположения.
- Планировка трассы после прокладки кабеля. Окончательная планировка и благоустройство участка после завершения работ.
- Проверка кабеля на герметичность до и после его прокладки. Контрольная операция, обеспечивающая целостность и работоспособность кабеля на всех этапах работ.
Материалы и ресурсы
В норме ГЭСН 10-07-073-06 учтены следующие основные материалы и ресурсы, необходимые для выполнения работ на 1 км трассы:
- Средний разряд работы 4,1: 438 чел.-ч – указывает на квалификацию рабочих и общие трудозатраты.
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 16.4 маш.-ч – основная землеройная техника.
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 16.6 маш.-ч – для погрузочно-разгрузочных работ и перемещения тяжелых элементов.
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 16 т: 17.6 маш.-ч – специализированная техника для работ непосредственно на железнодорожных путях или вблизи них.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 33.14 маш.-ч – для транспортировки материалов и оборудования.
- Кислота стеариновая техническая: 0.064 кг
- Ленты изоляционные из ПВХ для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 19 мм, толщина 0,18 мм: 75.79 м
- Гвозди строительные: 0.004 т
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 400, фракция 5(3)-10 мм: 9.5 м3
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.5 м3
- Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В15 (М200): 1 м3
- Смеси асфальтобетонные плотные мелкозернистые, тип Б, марка I: 1 т
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 14.4 кг
- Вентиль автомобильный с обрезиненным основанием корпуса для камерных шин, диаметр вентильного отверстия 16 мм, высота 43 мм: 4.8 компл
- Проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная разного назначения, диаметр 3,0 мм: 0.004 т
- Припои оловянно-свинцовые сурьмянистые, марка ПОССу 30-2: 0.36 кг
- Припои оловянно-цинковые, содержание цинка 40 %: 0.02 кг
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.5 м3
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 25 мм, сорт III: 2.5 м3
- Краска масляная МА-22, белила литопонные: 0.15 кг
- Лак битумный БТ-123: 0 т
- Нефрас С4-150/200: 0.001 т
- Столбик замерный, опознавательный, пластиковый для подземных кабельных линий связи, диаметр 83 мм, высота 2200 мм: 7 шт
- Пробки кабельные полиэтиленовые для асботруб, внутренний диаметр 100 мм: 0.33 100 шт
- Трубы хризотилцементные напорные, класс ВТ6, диаметр условного прохода 100 мм: 150 м
- Манжеты стальные для стыка хризотилцементных труб, диаметр 100 мм: 3 10 шт
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип III: 9 шт
Трудозатраты и время выполнения
Норма ГЭСН 10-07-073-06 предусматривает трудозатраты в размере 438 чел.-ч на 1 км трассы при среднем разряде рабочих 4,1. Это означает, что для выполнения работ требуется бригада квалифицированных специалистов. Время выполнения работ напрямую зависит от протяженности участка, сложности грунта, наличия препятствий и необходимости согласований с железнодорожными службами. Указанные трудозатраты включают все операции, от подготовительных до заключительных, а также время на перемещение и подготовку оборудования.
Требования к квалификации
Учитывая средний разряд работы 4,1, к выполнению работ по данной норме привлекаются рабочие высокой и средней квалификации. Это обусловлено необходимостью выполнения как механизированных, так и сложных ручных работ (например, на подходах к коммуникациям), а также строгим соблюдением правил безопасности при работе в полосе отвода железных дорог. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области земляных работ, прокладки кабелей, работы с измерительным оборудованием, а также иметь допуски для работы вблизи железнодорожных путей.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 10-07-073-06 в сметных расчетах необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Измерьте фактическую протяженность трассы прокладки кабеля в километрах. Это будет основной объем для применения нормы.
- Выбор нормы: Убедитесь, что условия проекта (прокладка двух кабелей массой до 3 кг/м, ручная прокладка с одновременной разработкой траншеи, полоса отвода железных дорог) точно соответствуют описанию ГЭСН 10-07-073-06. Если количество или масса кабелей отличаются, следует рассмотреть другие нормы из таблицы 10-07-073, например, ГЭСН 10-07-073-01 для одного кабеля или ГЭСН 10-07-073-09 для трех кабелей.
- Расчет прямых затрат: Умножьте нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на объем работ (км трассы). Полученные значения будут представлять собой прямые затраты в натуральном выражении.
- Применение коэффициентов: Учитывайте возможные усложняющие факторы, применяя соответствующие поправочные коэффициенты к прямым затратам. К таким факторам могут относиться:
- Сложные грунтовые условия (например, мерзлые, скальные грунты).
- Стесненные условия работы (например, вблизи действующих сооружений).
- Работа в охранных зонах, требующая дополнительных согласований и мероприятий по безопасности. Работа в полосе отвода железных дорог уже учтена в норме, но дополнительные коэффициенты могут быть применены за работу в особо стесненных условиях или при наличии большого количества пересечений.
- Пересчет в текущие цены: Полученные ресурсные показатели затем переводятся в стоимостное выражение с использованием текущих цен на ресурсы и индексов пересчета, утверждаемых Минстроем России или региональными органами ценообразования. Важно помнить, что ГЭСН содержит только нормы расхода, а не стоимостные показатели.
Примеры использования
Пример 1: Прокладка 5 км кабеля.
Для прокладки 5 км двух кабелей связи по норме ГЭСН 10-07-073-06, расчет будет следующим:
- Трудозатраты: 438 чел.-ч/км * 5 км = 2190 чел.-ч.
- Экскаватор: 16.4 маш.-ч/км * 5 км = 82 маш.-ч.
- Трубы хризотилцементные: 150 м/км * 5 км = 750 м.
Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие расценки для получения стоимостных показателей.
Пример 2: Учет усложняющих факторов.
Если на участке в 2 км из примера 1, 0.5 км проходит по болотистой местности, где требуется дополнительное водоотведение и укрепление траншеи, к соответствующим видам работ (земляным) могут быть применены повышающие коэффициенты, предусмотренные методическими указаниями по применению ГЭСН.
Особенности и ограничения
- Полоса отвода железных дорог: Работа в этой зоне требует обязательного согласования с владельцем инфраструктуры (ОАО "РЖД" или другими железнодорожными организациями). Необходимо строго соблюдать требования безопасности, установленные нормативными документами, такими как СП 244.1326000.2015 и ГОСТ 33888-2016. Это включает получение разрешений на производство работ, соблюдение правил нахождения вблизи путей, обеспечение сигнализации и, при необходимости, предоставление "окон" для работы.
- Ручная разработка траншеи: Несмотря на наличие экскаватора, норма предусматривает значительный объем ручной работы, особенно на подходах к существующим коммуникациям. Это обусловлено необходимостью минимизации рисков повреждения действующих сетей.
- Масса и количество кабелей: Норма четко определяет прокладку двух кабелей массой до 3 кг/м. Отклонение от этих параметров требует применения других норм или обоснования дополнительных затрат.
- Временные переезды: Устройство временных переездов через железнодорожные пути — это сложная инженерная задача, требующая отдельного проекта и согласования. Затраты на материалы для такого переезда учтены в норме, но организация движения и обеспечение безопасности на время его функционирования могут потребовать дополнительных ресурсов и согласований.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Ошибка в определении категории грунта может привести к некорректному расчету машино-часов экскаватора и трудозатрат на ручную разработку. Всегда проводите инженерно-геологические изыскания и используйте данные из проекта.
- Игнорирование специфики полосы отвода ЖД: Недооценка требований безопасности, необходимости согласований и ограничений по времени работы вблизи железнодорожных путей может привести к задержкам, штрафам и даже авариям. Всегда заранее получайте все необходимые разрешения и строго следуйте инструкциям железнодорожных служб.
- Неверный учет количества и массы кабелей: Применение данной нормы для прокладки другого количества или кабелей с иной массой является ошибкой. Тщательно проверяйте проектные данные и выбирайте соответствующую норму из таблицы 10-07-073.
- Неучет дополнительных затрат: Норма не всегда учитывает все возможные усложняющие факторы, такие как необходимость водоотлива, работы в зимних условиях, дополнительные меры по охране труда. Эти затраты должны быть учтены через применение соответствующих коэффициентов или дополнительных норм.
- Отсутствие проверки герметичности: Игнорирование проверки кабеля на герметичность до и после прокладки может привести к скрытым дефектам, которые проявятся уже в процессе эксплуатации и потребуют дорогостоящего ремонта. Эта операция является обязательной и включена в состав работ.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, включая разделы по организации строительства и инженерным изысканиям. Это поможет выявить все особенности участка и избежать ошибок.
- Взаимодействие с железнодорожными службами: Наладьте тесное взаимодействие с представителями железной дороги на всех этапах проекта. Это позволит оперативно решать возникающие вопросы, получать необходимые согласования и обеспечивать безопасность работ.
- Фотофиксация и акты скрытых работ: Документируйте все этапы работ, особенно скрытые (например, укладка кабеля в траншею, засыпка). Это поможет при сдаче объекта и в случае возникновения спорных ситуаций.
- Контроль качества материалов: Убедитесь, что используемые материалы соответствуют требованиям проекта и нормативным документам. Это напрямую влияет на долговечность и надежность прокладываемой линии связи.
- Обучение персонала: Регулярно проводите инструктажи и обучение персонала по вопросам безопасности, особенно при работе вблизи железнодорожных путей.
Связанные нормы
Для комплексного сметного расчета могут потребоваться другие нормы, дополняющие или альтернативные ГЭСН 10-07-073-06:
- ГЭСН 10-07-073-01: Прокладка одного кабеля связи массой 1 м до 1 кг вручную с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог.
- ГЭСН 10-07-073-07: Прокладка двух кабелей массой 1 м от 3 до 6 кг. (Применяется, если масса кабелей превышает 3 кг/м).
- ГЭСН 10-07-073-09: Прокладка трех кабелей массой 1 м до 3 кг. (Применяется, если прокладывается три кабеля).
- ГЭСН 01-02-001-01: Разработка грунта вручную в траншеях (может быть использована для детализации ручных работ в особо сложных условиях, если базовая норма не покрывает).
- ГЭСН 10-07-064: Кабели, прокладываемые вручную в теле земляного полотна железной дороги (в готовые траншеи). (Применяется, если траншея уже разработана).
Контрольные моменты
При работе по ГЭСН 10-07-073-06 особое внимание следует уделять следующим контрольным точкам:
- Согласование с РЖД: Наличие всех необходимых разрешений и согласований на проведение работ в полосе отвода железных дорог до начала работ.
- Глубина заложения кабеля: Контроль глубины траншеи, которая должна быть не менее 0,9 м от поверхности земли, а при устройстве песчаной постели — увеличена на 10 см.
- Качество обратной засыпки: Контроль качества засыпки траншеи, уплотнения грунта и восстановления поверхности.
- Проверка герметичности кабеля: Обязательное проведение испытаний кабеля на герметичность до и после прокладки.
- Установка замерных столбиков: Проверка правильности установки и маркировки замерных столбиков для последующей идентификации трассы кабеля.
Соблюдение этих рекомендаций и внимательное отношение к деталям позволят сметчикам точно рассчитывать стоимость работ и минимизировать риски при реализации проектов по прокладке кабелей связи в полосе отвода железных дорог.
Ключевые моменты
-
Норма 10-07-073-06 применяется для прокладки двух кабелей связи массой до 3 кг/м каждый в полосе отвода железных дорог.
-
Включает полный комплекс работ: от разбивки трассы и механизированной разработки траншеи до ручной прокладки у коммуникаций и установки столбиков.
-
Особое внимание уделяется работам в полосе отвода железных дорог, требующим строгих согласований и соблюдения правил безопасности (СП 244.1326000.2015, ГОСТ 33888-2016).
-
Трудозатраты составляют 438 чел.-ч на 1 км трассы при среднем разряде 4.1.
-
Сметчикам важно учитывать специфику условий, применять соответствующие коэффициенты и избегать ошибок в определении категории грунта и количества кабелей.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 10-07-073-06?
Когда применяется ГЭСН 10-07-073-06?
ГЭСН 10-07-073-06 применяется для сметного расчета работ по прокладке двух кабелей связи, каждый массой до 3 кг на 1 метр, вручную с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как асбестоцементные трубы, песок, щебень, бетон, изоляционные ленты, гвозди, проволока, припои, лесоматериалы, замерные столбики, а также различные машины и механизмы, включая экскаваторы, краны (автомобильные и железнодорожные), бортовые автомобили.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты в размере 438 чел.-ч на 1 км трассы при среднем разряде рабочих 4.1.
4 Какие особенности работы в полосе отвода железных дорог?
Какие особенности работы в полосе отвода железных дорог?
Работа в полосе отвода железных дорог требует обязательного согласования с владельцем инфраструктуры, строгого соблюдения правил безопасности, установленных СП 244.1326000.2015 и ГОСТ 33888-2016, а также учета необходимости устройства временных переездов и преодоления препятствий.
Практические советы
Всегда проводите детальные инженерно-геологические изыскания для точного определения категории грунта.
Заранее получайте все необходимые разрешения и согласования от железнодорожных служб и строго соблюдайте их предписания.
Тщательно проверяйте проектные данные на соответствие условиям применения нормы (количество и масса кабелей).
Документируйте все этапы работ, особенно скрытые, для подтверждения объемов и качества выполнения.
Обеспечьте регулярное обучение и инструктаж персонала по технике безопасности при работе вблизи железнодорожных путей.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта без проведения изысканий.
Игнорирование специфических требований и согласований для работы в полосе отвода железных дорог, что может привести к задержкам и штрафам.
Неверное применение нормы для другого количества или массы кабелей, отличных от указанных в описании (два кабеля массой до 3 кг/м).
Неучет дополнительных затрат, связанных с усложняющими факторами (например, водоотлив, зимние условия), которые не покрываются базовой нормой.
Отсутствие контроля качества и проверки кабеля на герметичность до и после прокладки, что может привести к скрытым дефектам.