Введение: Назначение и область применения нормы ГЭСН 05-01-134-07
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных работ и составления сметных расчетов. Норма ГЭСН 05-01-134-07 относится к Сборнику ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов" и играет важную роль в ценообразовании на транспортные операции, связанные с перемещением тяжелых строительных конструкций по воде.
Данная норма предназначена для учета затрат на каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) стальных свай (коробчатых и из труб) в закрытой акватории. Она является дополнительной к базовым нормам, которые учитывают перемещение на первый километр. В частности, ГЭСН 05-01-134-07 применяется в дополнение к норме ГЭСН 05-01-134-03, которая регламентирует перемещение по воде на первый километр свай из труб диаметром до 800 мм .
Основная цель применения ГЭСН 05-01-134-07 — обеспечить корректное и обоснованное включение в смету затрат на транспортировку грузов водным транспортом на расстояния, превышающие начальный километр, учтенный в базовых нормах. Это позволяет сметчикам точно отражать реальные логистические издержки проекта, особенно при строительстве объектов, требующих доставки крупногабаритных или тяжелых элементов по водным путям.
Техническая информация: Состав работ и ресурсное обеспечение
Для правильного применения нормы ГЭСН 05-01-134-07 необходимо четко понимать ее состав и ресурсные показатели. Эта норма, как и другие ГЭСН, отражает среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также технологию и организацию выполнения работ .
Состав работ по норме
Согласно официальному описанию, состав работ по норме ГЭСН 05-01-134-07 предельно лаконичен и включает в себя: "Перемещение на каждый последующий километр" . Это означает, что норма учитывает только непосредственно процесс движения плавучих средств с грузом на дополнительное расстояние. Все подготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, а также возврат плавучих средств на базу или к месту следующей операции, учтены в базовых нормах, к которым применяется данная добавочная норма (например, в ГЭСН 05-01-134-03) .
Важно отметить, что "суммарный путь (туда и обратно)" означает, что расстояние, на которое применяется норма, рассчитывается как удвоенное расстояние от пункта отправления до пункта назначения. То есть, если груз перемещается на 5 км в одну сторону, то суммарный путь составит 10 км. При этом первый километр суммарного пути уже учтен в базовой норме, а ГЭСН 05-01-134-07 применяется к оставшимся 9 км.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 05-01-134-07 не предусматривает расхода строительных материалов в прямом смысле, поскольку она описывает транспортную услугу. Однако она включает в себя затраты на эксплуатацию основных машин и механизмов, необходимых для осуществления водной транспортировки. К таким ресурсам относятся:
- Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход 0.86 машино-часов на 100 тонн перемещаемого груза на каждый последующий километр суммарного пути. Эти баржи используются для непосредственной перевозки свай.
- Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): Расход 0.86 машино-часов на 100 тонн перемещаемого груза на каждый последующий километр суммарного пути. Буксиры обеспечивают тягу и маневрирование несамоходных барж.
Указанные коэффициенты отражают нормативную потребность в работе данных механизмов для перемещения 100 тонн груза на один дополнительный километр суммарного пути. Важно, что эти ресурсы предназначены для работы именно в "закрытой акватории", что подразумевает защищенные от сильного волнения водоемы, такие как реки, каналы, внутренние озера или защищенные портовые зоны. Это условие влияет на выбор типа судов и, соответственно, на нормативы их эксплуатации.
Трудозатраты и время выполнения
В отличие от многих других ГЭСН, норма 05-01-134-07 не содержит отдельных позиций по трудозатратам рабочих-строителей. Это связано с тем, что труд машинистов (экипажей буксиров и обслуживающего персонала барж) учтен в стоимости эксплуатации машин и механизмов (ЭМ) . Таким образом, при применении данной нормы сметчику не требуется дополнительно начислять заработную плату рабочих, так как она уже "сидит" в стоимости машино-часа буксиров и барж.
Время выполнения работ по данной норме напрямую зависит от расстояния перемещения и скорости движения плавучих средств. Норматив 0.86 машино-часов на 100 тонн на километр уже учитывает среднюю производительность и время, необходимое для выполнения операции перемещения на заданную единицу измерения.
Требования к квалификации
Хотя норма не выделяет прямые трудозатраты, выполнение работ по перемещению грузов водным транспортом требует наличия квалифицированного персонала. Экипажи буксиров должны обладать соответствующими лицензиями и опытом управления судами в закрытой акватории, а также навыками буксировки барж с тяжелыми и крупногабаритными грузами. Ответственность за безопасность и эффективность перемещения лежит на судоводителях и их помощниках.
Практическое применение: Пошаговый алгоритм расчета
Правильное применение ГЭСН 05-01-134-07 требует внимательности и последовательности. Эта норма всегда используется в связке с базовой нормой, учитывающей первый километр перемещения. Рассмотрим пошаговый алгоритм расчета.
Пошаговый алгоритм расчета
Определение базовой нормы: Прежде всего, необходимо определить соответствующую базовую норму для перемещения свай на первый километр. В данном случае, если речь идет о перемещении стальных свай из труб диаметром до 800 мм, базовой будет норма ГЭСН 05-01-134-03. Если перемещаются другие типы свай (например, коробчатые из двух или четырех шпунтин), следует использовать соответствующие нормы из той же таблицы 05-01-134 (например, 05-01-134-01 или 05-01-134-02) .
Определение общего расстояния перемещения: Измерьте фактическое расстояние от пункта погрузки до пункта выгрузки груза по воде. Это должно быть расстояние в одну сторону. Например, если расстояние составляет 15 км.
Расчет суммарного пути: Удвойте полученное расстояние, чтобы получить суммарный путь "туда и обратно". Это требование нормы, которое учитывает возврат плавучих средств. Например, 15 км * 2 = 30 км.
Выделение "последующих" километров: Из суммарного пути вычтите первый километр, который уже учтен в базовой норме. Полученное значение — это количество "последующих" километров, на которые применяется ГЭСН 05-01-134-07. Например, 30 км (суммарный путь) - 1 км (базовый) = 29 км (последующие километры).
Определение объема груза: Укажите общий объем перемещаемых свай в тоннах. Например, 500 тонн.
Приведение объема к единице измерения нормы: Разделите общий объем груза на 100 тонн, так как единица измерения нормы — 100 тонн. Например, 500 тонн / 100 тонн = 5 (единиц измерения).
Расчет количества применения нормы: Умножьте количество "последующих" километров на приведенный объем груза. Это и будет итоговое количество единиц применения нормы ГЭСН 05-01-134-07. Например, 29 км * 5 = 145 (единиц применения нормы).
Применение ресурсных показателей: Умножьте полученное количество единиц применения нормы на ресурсные показатели (0.86 машино-часов барж и 0.86 машино-часов буксиров). Например:
- Баржи: 145 * 0.86 = 124.7 машино-часов.
- Буксиры: 145 * 0.86 = 124.7 машино-часов.
Эти ресурсные показатели затем переводятся в стоимостное выражение с использованием текущих цен на эксплуатацию машин и механизмов.
Примеры использования
Пример 1: Перемещение 300 тонн свай на расстояние 10 км (в одну сторону).
- Общее расстояние (в одну сторону): 10 км.
- Суммарный путь (туда и обратно): 10 км * 2 = 20 км.
- Количество "последующих" километров: 20 км - 1 км = 19 км.
- Объем груза: 300 тонн.
- Приведенный объем груза: 300 т / 100 т = 3.
- Количество применения нормы ГЭСН 05-01-134-07: 19 км * 3 = 57.
- Расход барж: 57 * 0.86 = 49.02 машино-часов.
- Расход буксиров: 57 * 0.86 = 49.02 машино-часов.
Пример 2: Перемещение 750 тонн свай на расстояние 25 км (в одну сторону).
- Общее расстояние (в одну сторону): 25 км.
- Суммарный путь (туда и обратно): 25 км * 2 = 50 км.
- Количество "последующих" километров: 50 км - 1 км = 49 км.
- Объем груза: 750 тонн.
- Приведенный объем груза: 750 т / 100 т = 7.5.
- Количество применения нормы ГЭСН 05-01-134-07: 49 км * 7.5 = 367.5.
- Расход барж: 367.5 * 0.86 = 316.05 машино-часов.
- Расход буксиров: 367.5 * 0.86 = 316.05 машино-часов.
Особенности и ограничения
- Тип акватории: Норма строго применяется для работы в "закрытой акватории". Это означает, что ее нельзя использовать для перемещения грузов в открытом море, на крупных водохранилищах с сильным волнением или в условиях, требующих судов другого класса. Для таких условий существуют другие нормы, например, ГЭСН 05-01-135-01 "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья" .
- Тип груза: Норма предназначена для перемещения стальных свай (коробчатых и из труб). При транспортировке других видов грузов следует искать соответствующие нормы в других сборниках ГЭСН, например, для доставки материалов автомобильным транспортом существуют нормы в сборнике ГЭСН-30 "Мосты и трубы" .
- Зависимость от базовой нормы: ГЭСН 05-01-134-07 не может применяться самостоятельно. Она всегда должна идти в связке с одной из базовых норм таблицы 05-01-134 (05-01-134-01, 05-01-134-02, 05-01-134-03, 05-01-134-04), которые учитывают первый километр перемещения .
- Точность расстояний: Расстояние перемещения должно быть определено максимально точно, исходя из проектной документации, карт или фактических измерений. Округление или неточность могут привести к существенным ошибкам в смете.
Полезная информация: Типичные ошибки и практические советы
Для сметчиков, работающих с транспортными нормами, крайне важно избегать распространенных ошибок и применять практические подходы для повышения точности и обоснованности смет.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный расчет суммарного пути: Одна из наиболее частых ошибок — расчет расстояния только в одну сторону, без учета возвращения плавучих средств. Норма четко указывает "суммарного пути (туда и обратно)".
- Как избежать: Всегда удваивайте расстояние от пункта погрузки до пункта выгрузки для получения суммарного пути.
- Невычитание первого километра: Применение нормы 05-01-134-07 на весь суммарный путь без вычета первого километра, который уже учтен в базовой норме (например, ГЭСН 05-01-134-03), приводит к задвоению затрат.
- Как избежать: После расчета суммарного пути всегда вычитайте 1 км перед умножением на количество единиц груза.
- Применение нормы без базовой: ГЭСН 05-01-134-07 является добавочной. Ее нельзя применять, если в смете не учтена соответствующая базовая норма из таблицы 05-01-134.
- Как избежать: Убедитесь, что в смете присутствует базовая норма (например, ГЭСН 05-01-134-03) для первого километра перемещения.
- Неправильная единица измерения: Использование тонн вместо 100 тонн для расчета количества применения нормы.
- Как избежать: Всегда делите общий вес груза на 100 для получения корректного количества единиц измерения нормы.
- Неучет типа акватории: Применение нормы для открытых акваторий, где условия работы существенно отличаются и требуют других нормативов.
- Как избежать: Строго следуйте указанию "в закрытой акватории". Для открытых акваторий используйте соответствующие нормы, например, из таблицы 05-01-135 .
Практические советы
- Используйте актуальные сборники ГЭСН: Нормативы могут обновляться. Всегда работайте с последними редакциями сборников ГЭСН, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .
- Детализация в проектной документации: Чем подробнее в проектной документации описаны маршруты транспортировки, типы грузов и условия акватории, тем проще и точнее будет сметный расчет.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы, особенно при нестандартных условиях, рекомендуется проконсультироваться с опытными сметчиками или специалистами по ценообразованию в строительстве.
- Автоматизированные сметные программы: Современные сметные программы значительно упрощают применение норм, автоматизируя расчеты и помогая избежать ошибок. Они часто содержат встроенные проверки и подсказки .
Связанные нормы
Основной связанной нормой является ГЭСН 05-01-134-03 "Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: из труб диаметром до 800 мм". Эта норма является базовой и должна быть применена первой для учета затрат на начальный участок транспортировки .
Также к этой группе относятся другие нормы таблицы 05-01-134, которые описывают перемещение других типов стальных свай на первый километр в закрытой акватории:
- ГЭСН 05-01-134-01: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: коробчатых из двух шпунтин .
- ГЭСН 05-01-134-02: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: коробчатых из четырех шпунтин .
- ГЭСН 05-01-134-04: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: из труб диаметром свыше 800 мм .
Добавочные нормы для последующих километров также существуют для других базовых норм этой таблицы:
- ГЭСН 05-01-134-05: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-134-01 .
- ГЭСН 05-01-134-06: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-134-02 .
- ГЭСН 05-01-134-08: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-134-04 .
Помимо этого, существуют нормы для перемещения по воде у открытого побережья (таблица 05-01-135) , которые следует применять, если условия акватории не соответствуют "закрытой акватории".
Контрольные моменты
При проверке и контроле смет, содержащих норму ГЭСН 05-01-134-07, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Обоснование расстояния: Проверить, соответствует ли заявленное расстояние перемещения проектной документации, логистическим схемам или фактическим замерам. Расстояние должно быть указано как суммарный путь (туда и обратно).
- Корректность вычета первого километра: Убедиться, что первый километр суммарного пути был вычтен перед применением добавочной нормы.
- Наличие базовой нормы: Проверить, что в смете присутствует соответствующая базовая норма (например, ГЭСН 05-01-134-03) для первого километра.
- Соответствие типа груза и акватории: Удостовериться, что перемещаемый груз (стальные сваи) и условия акватории (закрытая) соответствуют области применения нормы.
- Правильность расчета объема: Проверить, что объем груза приведен к единице измерения нормы (100 тонн) без ошибок.
- Актуальность нормативов: Использованы ли последние редакции ГЭСН и соответствующие индексы пересчета в текущие цены.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам формировать точные и обоснованные сметы, а проверяющим — эффективно контролировать их достоверность.
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-134-07 применяется для учета затрат на каждый последующий километр перемещения грузов водным транспортом.
-
Она является добавочной к базовым нормам, таким как ГЭСН 05-01-134-03, которая учитывает первый километр.
-
Единица измерения нормы — 100 тонн перемещаемого груза.
-
Расстояние рассчитывается как "суммарный путь (туда и обратно)", то есть удвоенное расстояние в одну сторону.
-
Основные ресурсы, учтенные в норме, — это машино-часы барж и буксиров, работающих в закрытой акватории.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-134-07?
Когда применяется ГЭСН 05-01-134-07?
ГЭСН 05-01-134-07 применяется для расчета затрат на перемещение стальных свай (коробчатых и из труб) по воде в закрытой акватории на расстояния, превышающие первый километр. Она используется как добавочная норма к соответствующим базовым нормам таблицы 05-01-134, например, к ГЭСН 05-01-134-03 для свай из труб диаметром до 800 мм.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 05-01-134-07 не учтены строительные материалы в прямом смысле. Она включает затраты на эксплуатацию машин и механизмов, необходимых для транспортировки: баржи несамоходные грузоподъемностью 250 т (0.86 маш.-ч на 100 т на км) и дизельные буксиры мощностью 221 кВт (300 л.с.) (0.86 маш.-ч на 100 т на км).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
В норме ГЭСН 05-01-134-07 прямые трудозатраты рабочих-строителей не предусмотрены отдельными позициями. Затраты труда машинистов и обслуживающего персонала учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов (барж и буксиров).
4 Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Расстояние для применения нормы рассчитывается как "суммарный путь (туда и обратно)". Это означает, что фактическое расстояние от пункта погрузки до пункта выгрузки удваивается. Затем из полученного суммарного пути вычитается 1 километр, который учтен в базовой норме. К оставшемуся расстоянию применяется ГЭСН 05-01-134-07.
Практические советы
Всегда удваивайте расстояние перемещения для получения "суммарного пути (туда и обратно)".
Помните, что ГЭСН 05-01-134-07 всегда применяется после базовой нормы, учитывающей первый километр.
Тщательно проверяйте тип акватории и тип перемещаемого груза на соответствие условиям применения нормы.
Используйте актуальные версии сборников ГЭСН и сметные программы для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
При возникновении сомнений консультируйтесь с опытными сметчиками или обращайтесь к техническим частям сборников ГЭСН.
Частые ошибки
Неправильный расчет суммарного пути (расстояние только в одну сторону вместо "туда и обратно").
Невычитание первого километра из суммарного пути, что приводит к задвоению затрат.
Применение нормы 05-01-134-07 без соответствующей базовой нормы (например, 05-01-134-03).
Использование неправильной единицы измерения (тонны вместо 100 тонн).
Применение нормы для открытых акваторий, не соответствующих условиям "закрытой акватории".