Введение: Назначение и область применения ГЭСН 03-04-006-07
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-006-07 является одним из важнейших инструментов для точного определения сметной стоимости строительства в Российской Федерации. Она относится к Сборнику 03 "Подъемно-транспортное оборудование" и регламентирует затраты на возведение специфического объекта – "Станции двухканатной подвесной грузовой дороги: двойная якорная". Единицей измерения данной нормы является 1 тонна массы станции.
Эта норма предназначена для использования при составлении сметной документации на новое строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов, связанных с возведением двухканатных подвесных грузовых дорог. Такие дороги используются для транспортировки грузов на большие расстояния, часто в условиях сложного рельефа, где традиционные виды транспорта неэффективны или невозможны. Двойные якорные станции являются критически важными элементами таких систем, обеспечивая надежное крепление несущих канатов и стабильность всей конструкции.
Применение ГЭСН 03-04-006-07 позволяет сметчикам стандартизировать расчеты, обеспечивая прозрачность и обоснованность затрат на трудовые ресурсы, машины, механизмы и материалы, необходимые для выполнения данного вида работ. Норма отражает среднеотраслевой уровень затрат, учитывая типовые технологии и организацию строительного производства.
Техническая информация: Состав работ и ресурсы
Состав работ по норме
Важной особенностью ГЭСН 03-04-006-07, как и других норм в таблице 03-04-006, является то, что "Состав работ" в явном виде не детализирован в описании нормы, часто указывается "Не предусмотрен" для аналогичных позиций. Это означает, что данная норма является комплексной и учитывает полный цикл работ по возведению одной тонны двойной якорной станции. Под этим подразумевается весь комплекс технологических операций, необходимых для установки и закрепления несущих канатов, а также монтажа основных конструктивных элементов станции.
Хотя конкретный перечень операций не приводится, исходя из состава ресурсов, можно выделить основные этапы и виды работ, учтенные нормой:
- Подготовительные работы: Включают организацию рабочей зоны, возможно, устройство временных подъездных путей или площадок для размещения оборудования и материалов.
- Транспортировка и перемещение: Доставка крупногабаритных и тяжелых элементов станции на место монтажа, а также их внутриплощадочное перемещение. Это подтверждается наличием в ресурсах полуприцепов-тяжеловозов и трубоукладчиков.
- Монтаж металлоконструкций: Сборка и установка основных несущих элементов станции, включая анкерные плиты и концевые муфты, к которым крепятся несущие канаты. Для этого используются краны на автомобильном ходу и лебедки.
- Устройство фундаментов и опор: Хотя прямо не указано, для установки такой массивной конструкции, как якорная станция, требуются прочные фундаменты. Расход лесоматериалов (круглых и необрезных досок) и шпал указывает на возможное устройство временных поддерживающих конструкций, опалубки или элементов крепления.
- Закрепление несущих канатов: Основная функция якорной станции – надежное закрепление несущих канатов. Это включает операции по их натяжению и фиксации с использованием специализированного оборудования и такелажных приспособлений.
- Вспомогательные и сопутствующие работы: Мелкие операции, такие как антикоррозийная обработка сварных швов, установка скоб, закрепов, хомутов, которые учтены в расходе поковок.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 03-04-006-07 детально определяет расход основных материалов и ресурсов, необходимых для возведения 1 тонны двойной якорной станции. Это позволяет сметчикам точно рассчитать потребность в каждом компоненте.
Материалы:
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг. Эти элементы используются для различных креплений, соединений и усилений в процессе монтажа конструкций станции. Они обеспечивают надежность и жесткость узлов.
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.187 м3. Круглый лес может применяться для устройства временных опор, подкладок, элементов опалубки или лесов, необходимых при монтаже тяжелых конструкций.
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.275 м3. Необрезная доска используется для создания временных настилов, опалубки, подмостей, а также для различных вспомогательных конструкций на строительной площадке.
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2 шт. Шпалы могут использоваться как подкладки под тяжелое оборудование, элементы временных дорог или для устройства оснований под монтажные приспособления, обеспечивая устойчивость и распределение нагрузки.
Машины и оборудование:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.44 маш.-ч. Основное подъемное оборудование, используемое для монтажа крупногабаритных и тяжелых элементов станции, таких как металлоконструкции, анкерные плиты и другие узлы.
- Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т): 14.15 маш.-ч. Лебедки необходимы для перемещения, натяжения и точной установки элементов конструкции, особенно при работе с несущими канатами и их закреплением.
- Трубоукладчики, номинальная грузоподъемность 12,5 т: 4.7 маш.-ч. Несмотря на название, трубоукладчики часто используются в строительстве для подъема и перемещения различных длинномерных и тяжелых грузов, а также для выполнения монтажных работ, требующих точного позиционирования.
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.77 маш.-ч. Используются для транспортировки тяжелых и крупногабаритных элементов станции от места изготовления или склада до строительной площадки.
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.77 маш.-ч. Применяются для перемещения грузов, буксировки оборудования, планировочных работ на площадке и других вспомогательных операций, особенно в условиях бездорожья или сложного рельефа.
Трудозатраты и время выполнения
Норма ГЭСН 03-04-006-07 предусматривает значительные трудозатраты, что обусловлено сложностью и ответственностью работ по возведению якорной станции. В соответствии с входными данными, затраты труда рабочих составляют 157 чел.-ч на 1 тонну станции. Средний разряд работы установлен на уровне 3,6.
Средний разряд 3,6 указывает на то, что для выполнения работ требуется квалифицированный персонал, способный работать со сложным оборудованием и выполнять точные монтажные операции. Это включает в себя монтажников, такелажников, операторов кранов и другого специализированного оборудования. Затраты труда машинистов учтены в машино-часах эксплуатации соответствующего оборудования.
Требования к квалификации
Учитывая средний разряд работы 3,6, можно сделать вывод, что для выполнения работ по данной норме необходимы рабочие следующих специальностей и квалификаций:
- Монтажники металлических конструкций: Должны обладать навыками сборки и установки тяжелых металлоконструкций, чтения чертежей, выполнения сварочных работ (если требуется).
- Такелажники: Специалисты по строповке, перемещению и подъему тяжелых грузов, обеспечивающие безопасность и точность операций.
- Машинисты кранов, трубоукладчиков, тракторов, водители полуприцепов: Должны иметь соответствующие удостоверения и опыт работы с указанной техникой, особенно в условиях монтажа сложных инженерных сооружений.
- Рабочие по обработке древесины: Для подготовки и установки деревянных элементов.
Все работы должны выполняться с соблюдением требований безопасности труда, что особенно важно при работе с тяжелыми грузами и на высоте.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Пошаговый алгоритм расчета
Применение ГЭСН 03-04-006-07 в сметной документации осуществляется по следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение массы (веса) двойной якорной станции в тоннах согласно проектной документации. Это ключевой показатель, на который умножаются нормативные расходы ресурсов.
- Расчет трудозатрат: Умножить нормативные трудозатраты рабочих (157 чел.-ч) на фактическую массу станции в тоннах. Полученное значение будет представлять общие трудозатраты в человеко-часах.
- Расчет машино-часов: Для каждой единицы машин и механизмов, указанных в норме, умножить ее нормативный расход (маш.-ч) на фактическую массу станции в тоннах. Это даст общее время эксплуатации каждой машины.
- Расчет расхода материалов: Для каждого вида материалов, указанных в норме, умножить его нормативный расход на фактическую массу станции в тоннах. Полученные значения будут представлять общую потребность в материалах в натуральных единицах измерения (кг, м3, шт.).
- Применение коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (например, стесненные условия, работа в зимнее время, на высоте более 25 м), к полученным ресурсным показателям могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные соответствующими методическими указаниями по применению ГЭСН.
- Формирование локальной сметы: Полученные ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) переносятся в локальную ресурсную ведомость или локальный сметный расчет. Далее, для определения стоимости, эти ресурсные показатели умножаются на текущие цены ресурсов (стоимость человеко-часа, машино-часа, стоимость материалов).
Примеры использования
Пример 1: Расчет ресурсов для станции массой 50 тонн
Предположим, проектная масса двойной якорной станции составляет 50 тонн.
- Трудозатраты рабочих: 157 чел.-ч/т * 50 т = 7850 чел.-ч.
- Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0.44 маш.-ч/т * 50 т = 22 маш.-ч.
- Лебедки электрические, 8 т: 14.15 маш.-ч/т * 50 т = 707.5 маш.-ч.
- Трубоукладчики, 12,5 т: 4.7 маш.-ч/т * 50 т = 235 маш.-ч.
- Полуприцепы-тяжеловозы, до 40 т: 0.77 маш.-ч/т * 50 т = 38.5 маш.-ч.
- Тракторы на гусеничном ходу, 79 кВт: 0.77 маш.-ч/т * 50 т = 38.5 маш.-ч.
- Поковки простые строительные: 2 кг/т * 50 т = 100 кг.
- Лесоматериалы круглые хвойные: 0.187 м3/т * 50 т = 9.35 м3.
- Доска необрезная хвойная: 0.275 м3/т * 50 т = 13.75 м3.
- Шпала из древесины хвойных пород: 2 шт./т * 50 т = 100 шт.
Особенности и ограничения
- Единица измерения: Норма привязана к тонне массы станции. Это означает, что для корректного применения необходимо иметь точные данные о проектной массе конструкции. Отклонения в массе могут существенно повлиять на итоговую сметную стоимость.
- Комплексность: Норма учитывает полный комплекс работ по возведению станции. Это означает, что отдельные мелкие операции, входящие в состав общего процесса, не выделяются и не нормируются отдельно.
- Новое строительство: ГЭСН 03-04-006-07 относится к типу GESNM (монтаж оборудования), что подразумевает ее применение преимущественно для нового строительства или монтажа оборудования. Для демонтажных работ или капитального ремонта могут применяться другие сборники ГЭСНр или ГЭСН на реконструкцию с соответствующими коэффициентами.
- Условия производства работ: Норма рассчитана на среднеотраслевые условия производства работ. При наличии усложняющих факторов (например, работа в условиях действующего предприятия, на больших высотах, в труднодоступной местности) могут применяться поправочные коэффициенты, установленные в Общих положениях к сборникам ГЭСН или Методических указаниях.
- Неучтенные затраты: Норма не учитывает затраты на транспортировку материалов и оборудования за пределами строительной площадки (до приобъектного склада), а также затраты на индивидуальные испытания оборудования, если они требуются. Эти затраты должны быть учтены дополнительно.
Полезная информация: Советы и типичные ошибки
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 03-04-006-07, как и любой другой сметной нормы, требует внимательности и глубокого понимания проектной документации. Ниже приведены типичные ошибки, которые могут возникнуть, и рекомендации по их предотвращению:
- Неверное определение массы станции: Самая распространенная ошибка – использование приблизительной или некорректной массы станции. Необходимо опираться исключительно на проектные данные, спецификации или ведомости объемов работ. Неправильная масса приведет к завышению или занижению всех ресурсных показателей.
- Как избежать: Всегда запрашивайте у проектировщиков точные данные о массе конструкции или выполняйте расчеты на основе деталировочных чертежей металлических конструкций (КМД).
- Неправильное применение коэффициентов: Использование коэффициентов, не предусмотренных для данного вида работ или условий, или их некорректное применение. Например, применение коэффициентов на демонтаж к монтажным работам или использование коэффициентов для стесненных условий без должного обоснования.
- Как избежать: Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и Методические указания по их применению. Каждый коэффициент должен иметь четкое обоснование, подтвержденное проектной документацией или актом обследования условий производства работ.
- Двойной учет ресурсов: Включение в смету материалов или работ, которые уже учтены данной нормой. Например, попытка дополнительно нормировать мелкие такелажные работы или расход крепежных элементов, которые уже входят в состав комплексной нормы.
- Как избежать: Четко понимайте состав работ, учтенных нормой. Если в описании нормы указано, что она комплексная и включает все сопутствующие операции, не дублируйте их.
- Использование нормы для несоответствующих видов работ: Применение ГЭСН 03-04-006-07 для ремонта, реконструкции или демонтажа станций, если для этих целей существуют специализированные нормы (например, в сборниках ГЭСНр или ГЭСН на реконструкцию).
- Как избежать: Всегда проверяйте область применения нормы. ГЭСНм (монтаж оборудования) предназначены для нового строительства и монтажа. Для других видов работ ищите соответствующие нормы в других сборниках.
- Арифметические ошибки: Простые ошибки в расчетах, суммировании или округлении, которые могут привести к существенным искажениям итоговой стоимости.
- Как избежать: Используйте специализированное сметное программное обеспечение, которое минимизирует риск арифметических ошибок. Всегда перепроверяйте ключевые расчеты вручную или с помощью калькулятора.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите всю проектную документацию, включая пояснительные записки, чертежи, спецификации. Это поможет точно определить объемы работ и выбрать правильные нормы.
- Консультации с инженерами: При возникновении вопросов по технологии выполнения работ или составу конструкций, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по строительству канатных дорог. Их знания помогут избежать ошибок в интерпретации проектных решений.
- Использование актуальной нормативной базы: Всегда используйте самую свежую редакцию ГЭСН и Методических указаний. Нормативная база регулярно обновляется, и применение устаревших данных может привести к некорректным расчетам.
- Ведение базы данных: Создайте и поддерживайте собственную базу данных по ценам на материалы и эксплуатацию машин, а также по типичным вопросам и решениям, связанным с применением сложных норм. Это ускорит работу и повысит точность смет.
- Взаимодействие с заказчиком: Обсуждайте с заказчиком все особенности применения норм, особенно если есть нестандартные условия или требования. Прозрачность в расчетах способствует доверию и предотвращает разногласия.
Связанные нормы
Для полного понимания контекста и правильного выбора нормы, сметчику важно знать другие позиции в таблице 03-04-006, которые описывают различные типы станций двухканатных подвесных грузовых дорог. Каждая из них имеет свои особенности и применяется для конкретного функционального назначения станции.
- ГЭСН 03-04-006-01: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: погрузочная – Применяется для станций, где осуществляется загрузка вагонеток.
- ГЭСН 03-04-006-02: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги механизированная: разгрузочная – Используется для станций, предназначенных для разгрузки вагонеток, часто с использованием механизированных средств.
- ГЭСН 03-04-006-03: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: угловая проходная – Применяется для станций, расположенных на поворотах трассы, где происходит изменение направления движения канатов.
- ГЭСН 03-04-006-04: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: конечная обводная – Используется для станций, где канатная дорога заканчивается и осуществляется обводка канатов.
- ГЭСН 03-04-006-05: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: двойная натяжная – Применяется для станций, где осуществляется натяжение несущих канатов.
- ГЭСН 03-04-006-06: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: якорно-натяжная – Комбинированный тип станции, где происходит как закрепление, так и натяжение канатов.
- ГЭСН 03-04-006-08: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: приводная – Норма для станций, где располагается приводной механизм канатной дороги. (Предполагаемая норма, не найдена в прямых результатах, но логически следует из серии).
Выбор конкретной нормы из этой группы зависит от функционального назначения станции, ее конструктивных особенностей и роли в общей системе канатной дороги.
Контрольные моменты
Для обеспечения точности и достоверности сметной документации, сметчику необходимо уделять особое внимание следующим контрольным точкам:
- Соответствие проектной документации: Убедитесь, что все объемы работ и используемые ресурсы строго соответствуют проектным решениям. Любые расхождения должны быть обоснованы и согласованы.
- Актуальность нормативной базы: Проверяйте, что применяемая редакция ГЭСН и сопутствующих документов является действующей на момент составления сметы.
- Обоснование коэффициентов: Каждый примененный коэффициент должен иметь четкое нормативное или проектное обоснование. Избегайте необоснованных повышающих коэффициентов.
- Проверка состава работ: Помните, что ГЭСН 03-04-006-07 является комплексной нормой. Убедитесь, что не происходит двойного учета работ или материалов, которые уже включены в ее состав.
- Арифметическая проверка: Тщательно проверяйте все расчеты, включая умножение, сложение и округление. Даже небольшие ошибки могут привести к значительным искажениям в итоговой стоимости.
Соблюдение этих принципов позволит сметчику составить точную, обоснованную и прозрачную смету, минимизируя риски возникновения разногласий и перерасхода средств в процессе строительства.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 03-04-006-07 применяется для строительства двойной якорной станции двухканатной подвесной грузовой дороги.
-
Единица измерения нормы – 1 тонна массы станции, что требует точного определения проектного веса конструкции.
-
Норма является комплексной и учитывает полный цикл работ по возведению станции, включая монтаж и закрепление несущих канатов.
-
В составе ресурсов учтены тяжелая строительная техника (краны, трубоукладчики, лебедки, полуприцепы-тяжеловозы, тракторы) и основные материалы (поковки, лесоматериалы, шпалы).
-
Требуются квалифицированные рабочие со средним разрядом 3,6, способные выполнять сложные монтажные и такелажные работы.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-006-07?
Когда применяется ГЭСН 03-04-006-07?
ГЭСН 03-04-006-07 применяется для определения сметной стоимости работ по строительству (монтажу) двойной якорной станции двухканатной подвесной грузовой дороги. Она используется при новом строительстве, а также при реконструкции или техническом перевооружении, если работы по возведению станции соответствуют объему и составу, учтенным нормой.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 03-04-006-07 учтены следующие основные материалы на 1 тонну станции: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) массой до 1,6 кг – 2 кг; лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III) – 0.187 м3; доска необрезная хвойных пород естественной влажности (длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III) – 0.275 м3; шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I – 2 шт.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 03-04-006-07 предусматривает трудозатраты рабочих в размере 157 человеко-часов на 1 тонну станции. Средний разряд работы для выполнения данного комплекса работ составляет 3,6. Затраты труда машинистов учтены в машино-часах эксплуатации соответствующих механизмов.
4 Что такое "двойная якорная станция" в контексте канатных дорог?
Что такое "двойная якорная станция" в контексте канатных дорог?
Двойная якорная станция двухканатной подвесной грузовой дороги – это тип линейной станции, где концы несущих канатов надежно закрепляются (заякориваются) в металлоконструкциях станции с помощью анкерных плит и концевых муфт. Она обеспечивает стабильность и натяжение несущих канатов, по которым движутся вагонетки.
Практические советы
Всегда запрашивайте у проектировщиков точные данные о массе станции и ее конструктивных элементах для корректного применения нормы.
Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и Методические указания по их применению, чтобы правильно применять коэффициенты и понимать состав работ.
Используйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации арифметических ошибок.
При возникновении нестандартных условий работ или вопросов по технологии, консультируйтесь с инженерами-проектировщиками или специалистами в области канатных дорог.
Регулярно обновляйте свою нормативную базу и следите за изменениями в законодательстве по ценообразованию в строительстве.
Частые ошибки
Неверное определение или округление проектной массы станции, что приводит к некорректным расчетам всех ресурсов.
Необоснованное применение повышающих коэффициентов к норме, не предусмотренных методическими указаниями или фактическими условиями работ.
Двойной учет работ или материалов, которые уже включены в комплексную норму ГЭСН 03-04-006-07 (например, мелкие такелажные работы или расход крепежа).
Применение данной нормы для демонтажных работ или капитального ремонта станции без использования соответствующих сборников ГЭСНр или ГЭСН на реконструкцию.
Использование устаревших редакций нормативной базы, что может привести к несоответствию текущим требованиям и ценам.