Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-006-07

03-04-006

Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: → двойная якорная

Подробное описание
Группа: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
03-04-006
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
157 чел.-ч (средний разряд 3,6)
Основное назначение
Строительство двойной якорной станции двухканатной подвесной грузовой дороги

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,6 157
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.44
Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т) 14.15
Трубоукладчики, номинальная грузоподъемность 12,5 т 4.7
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 0.77
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 0.77
Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг кг 2
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.187
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.275
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 2

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 03-04-006-07

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-006-07 является одним из важнейших инструментов для точного определения сметной стоимости строительства в Российской Федерации. Она относится к Сборнику 03 "Подъемно-транспортное оборудование" и регламентирует затраты на возведение специфического объекта – "Станции двухканатной подвесной грузовой дороги: двойная якорная". Единицей измерения данной нормы является 1 тонна массы станции.

Эта норма предназначена для использования при составлении сметной документации на новое строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов, связанных с возведением двухканатных подвесных грузовых дорог. Такие дороги используются для транспортировки грузов на большие расстояния, часто в условиях сложного рельефа, где традиционные виды транспорта неэффективны или невозможны. Двойные якорные станции являются критически важными элементами таких систем, обеспечивая надежное крепление несущих канатов и стабильность всей конструкции.

Применение ГЭСН 03-04-006-07 позволяет сметчикам стандартизировать расчеты, обеспечивая прозрачность и обоснованность затрат на трудовые ресурсы, машины, механизмы и материалы, необходимые для выполнения данного вида работ. Норма отражает среднеотраслевой уровень затрат, учитывая типовые технологии и организацию строительного производства.

Техническая информация: Состав работ и ресурсы

Состав работ по норме

Важной особенностью ГЭСН 03-04-006-07, как и других норм в таблице 03-04-006, является то, что "Состав работ" в явном виде не детализирован в описании нормы, часто указывается "Не предусмотрен" для аналогичных позиций. Это означает, что данная норма является комплексной и учитывает полный цикл работ по возведению одной тонны двойной якорной станции. Под этим подразумевается весь комплекс технологических операций, необходимых для установки и закрепления несущих канатов, а также монтажа основных конструктивных элементов станции.

Хотя конкретный перечень операций не приводится, исходя из состава ресурсов, можно выделить основные этапы и виды работ, учтенные нормой:

  • Подготовительные работы: Включают организацию рабочей зоны, возможно, устройство временных подъездных путей или площадок для размещения оборудования и материалов.
  • Транспортировка и перемещение: Доставка крупногабаритных и тяжелых элементов станции на место монтажа, а также их внутриплощадочное перемещение. Это подтверждается наличием в ресурсах полуприцепов-тяжеловозов и трубоукладчиков.
  • Монтаж металлоконструкций: Сборка и установка основных несущих элементов станции, включая анкерные плиты и концевые муфты, к которым крепятся несущие канаты. Для этого используются краны на автомобильном ходу и лебедки.
  • Устройство фундаментов и опор: Хотя прямо не указано, для установки такой массивной конструкции, как якорная станция, требуются прочные фундаменты. Расход лесоматериалов (круглых и необрезных досок) и шпал указывает на возможное устройство временных поддерживающих конструкций, опалубки или элементов крепления.
  • Закрепление несущих канатов: Основная функция якорной станции – надежное закрепление несущих канатов. Это включает операции по их натяжению и фиксации с использованием специализированного оборудования и такелажных приспособлений.
  • Вспомогательные и сопутствующие работы: Мелкие операции, такие как антикоррозийная обработка сварных швов, установка скоб, закрепов, хомутов, которые учтены в расходе поковок.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 03-04-006-07 детально определяет расход основных материалов и ресурсов, необходимых для возведения 1 тонны двойной якорной станции. Это позволяет сметчикам точно рассчитать потребность в каждом компоненте.

Материалы:

  • Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг. Эти элементы используются для различных креплений, соединений и усилений в процессе монтажа конструкций станции. Они обеспечивают надежность и жесткость узлов.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.187 м3. Круглый лес может применяться для устройства временных опор, подкладок, элементов опалубки или лесов, необходимых при монтаже тяжелых конструкций.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.275 м3. Необрезная доска используется для создания временных настилов, опалубки, подмостей, а также для различных вспомогательных конструкций на строительной площадке.
  • Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2 шт. Шпалы могут использоваться как подкладки под тяжелое оборудование, элементы временных дорог или для устройства оснований под монтажные приспособления, обеспечивая устойчивость и распределение нагрузки.

Машины и оборудование:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.44 маш.-ч. Основное подъемное оборудование, используемое для монтажа крупногабаритных и тяжелых элементов станции, таких как металлоконструкции, анкерные плиты и другие узлы.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т): 14.15 маш.-ч. Лебедки необходимы для перемещения, натяжения и точной установки элементов конструкции, особенно при работе с несущими канатами и их закреплением.
  • Трубоукладчики, номинальная грузоподъемность 12,5 т: 4.7 маш.-ч. Несмотря на название, трубоукладчики часто используются в строительстве для подъема и перемещения различных длинномерных и тяжелых грузов, а также для выполнения монтажных работ, требующих точного позиционирования.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.77 маш.-ч. Используются для транспортировки тяжелых и крупногабаритных элементов станции от места изготовления или склада до строительной площадки.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.77 маш.-ч. Применяются для перемещения грузов, буксировки оборудования, планировочных работ на площадке и других вспомогательных операций, особенно в условиях бездорожья или сложного рельефа.

Трудозатраты и время выполнения

Норма ГЭСН 03-04-006-07 предусматривает значительные трудозатраты, что обусловлено сложностью и ответственностью работ по возведению якорной станции. В соответствии с входными данными, затраты труда рабочих составляют 157 чел.-ч на 1 тонну станции. Средний разряд работы установлен на уровне 3,6.

Средний разряд 3,6 указывает на то, что для выполнения работ требуется квалифицированный персонал, способный работать со сложным оборудованием и выполнять точные монтажные операции. Это включает в себя монтажников, такелажников, операторов кранов и другого специализированного оборудования. Затраты труда машинистов учтены в машино-часах эксплуатации соответствующего оборудования.

Требования к квалификации

Учитывая средний разряд работы 3,6, можно сделать вывод, что для выполнения работ по данной норме необходимы рабочие следующих специальностей и квалификаций:

  • Монтажники металлических конструкций: Должны обладать навыками сборки и установки тяжелых металлоконструкций, чтения чертежей, выполнения сварочных работ (если требуется).
  • Такелажники: Специалисты по строповке, перемещению и подъему тяжелых грузов, обеспечивающие безопасность и точность операций.
  • Машинисты кранов, трубоукладчиков, тракторов, водители полуприцепов: Должны иметь соответствующие удостоверения и опыт работы с указанной техникой, особенно в условиях монтажа сложных инженерных сооружений.
  • Рабочие по обработке древесины: Для подготовки и установки деревянных элементов.

Все работы должны выполняться с соблюдением требований безопасности труда, что особенно важно при работе с тяжелыми грузами и на высоте.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Пошаговый алгоритм расчета

Применение ГЭСН 03-04-006-07 в сметной документации осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение массы (веса) двойной якорной станции в тоннах согласно проектной документации. Это ключевой показатель, на который умножаются нормативные расходы ресурсов.
  2. Расчет трудозатрат: Умножить нормативные трудозатраты рабочих (157 чел.-ч) на фактическую массу станции в тоннах. Полученное значение будет представлять общие трудозатраты в человеко-часах.
  3. Расчет машино-часов: Для каждой единицы машин и механизмов, указанных в норме, умножить ее нормативный расход (маш.-ч) на фактическую массу станции в тоннах. Это даст общее время эксплуатации каждой машины.
  4. Расчет расхода материалов: Для каждого вида материалов, указанных в норме, умножить его нормативный расход на фактическую массу станции в тоннах. Полученные значения будут представлять общую потребность в материалах в натуральных единицах измерения (кг, м3, шт.).
  5. Применение коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (например, стесненные условия, работа в зимнее время, на высоте более 25 м), к полученным ресурсным показателям могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные соответствующими методическими указаниями по применению ГЭСН.
  6. Формирование локальной сметы: Полученные ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) переносятся в локальную ресурсную ведомость или локальный сметный расчет. Далее, для определения стоимости, эти ресурсные показатели умножаются на текущие цены ресурсов (стоимость человеко-часа, машино-часа, стоимость материалов).

Примеры использования

Пример 1: Расчет ресурсов для станции массой 50 тонн

Предположим, проектная масса двойной якорной станции составляет 50 тонн.

  • Трудозатраты рабочих: 157 чел.-ч/т * 50 т = 7850 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0.44 маш.-ч/т * 50 т = 22 маш.-ч.
  • Лебедки электрические, 8 т: 14.15 маш.-ч/т * 50 т = 707.5 маш.-ч.
  • Трубоукладчики, 12,5 т: 4.7 маш.-ч/т * 50 т = 235 маш.-ч.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, до 40 т: 0.77 маш.-ч/т * 50 т = 38.5 маш.-ч.
  • Тракторы на гусеничном ходу, 79 кВт: 0.77 маш.-ч/т * 50 т = 38.5 маш.-ч.
  • Поковки простые строительные: 2 кг/т * 50 т = 100 кг.
  • Лесоматериалы круглые хвойные: 0.187 м3/т * 50 т = 9.35 м3.
  • Доска необрезная хвойная: 0.275 м3/т * 50 т = 13.75 м3.
  • Шпала из древесины хвойных пород: 2 шт./т * 50 т = 100 шт.

Особенности и ограничения

  • Единица измерения: Норма привязана к тонне массы станции. Это означает, что для корректного применения необходимо иметь точные данные о проектной массе конструкции. Отклонения в массе могут существенно повлиять на итоговую сметную стоимость.
  • Комплексность: Норма учитывает полный комплекс работ по возведению станции. Это означает, что отдельные мелкие операции, входящие в состав общего процесса, не выделяются и не нормируются отдельно.
  • Новое строительство: ГЭСН 03-04-006-07 относится к типу GESNM (монтаж оборудования), что подразумевает ее применение преимущественно для нового строительства или монтажа оборудования. Для демонтажных работ или капитального ремонта могут применяться другие сборники ГЭСНр или ГЭСН на реконструкцию с соответствующими коэффициентами.
  • Условия производства работ: Норма рассчитана на среднеотраслевые условия производства работ. При наличии усложняющих факторов (например, работа в условиях действующего предприятия, на больших высотах, в труднодоступной местности) могут применяться поправочные коэффициенты, установленные в Общих положениях к сборникам ГЭСН или Методических указаниях.
  • Неучтенные затраты: Норма не учитывает затраты на транспортировку материалов и оборудования за пределами строительной площадки (до приобъектного склада), а также затраты на индивидуальные испытания оборудования, если они требуются. Эти затраты должны быть учтены дополнительно.

Полезная информация: Советы и типичные ошибки

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 03-04-006-07, как и любой другой сметной нормы, требует внимательности и глубокого понимания проектной документации. Ниже приведены типичные ошибки, которые могут возникнуть, и рекомендации по их предотвращению:

  1. Неверное определение массы станции: Самая распространенная ошибка – использование приблизительной или некорректной массы станции. Необходимо опираться исключительно на проектные данные, спецификации или ведомости объемов работ. Неправильная масса приведет к завышению или занижению всех ресурсных показателей.
  • Как избежать: Всегда запрашивайте у проектировщиков точные данные о массе конструкции или выполняйте расчеты на основе деталировочных чертежей металлических конструкций (КМД).
  1. Неправильное применение коэффициентов: Использование коэффициентов, не предусмотренных для данного вида работ или условий, или их некорректное применение. Например, применение коэффициентов на демонтаж к монтажным работам или использование коэффициентов для стесненных условий без должного обоснования.
  • Как избежать: Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и Методические указания по их применению. Каждый коэффициент должен иметь четкое обоснование, подтвержденное проектной документацией или актом обследования условий производства работ.
  1. Двойной учет ресурсов: Включение в смету материалов или работ, которые уже учтены данной нормой. Например, попытка дополнительно нормировать мелкие такелажные работы или расход крепежных элементов, которые уже входят в состав комплексной нормы.
  • Как избежать: Четко понимайте состав работ, учтенных нормой. Если в описании нормы указано, что она комплексная и включает все сопутствующие операции, не дублируйте их.
  1. Использование нормы для несоответствующих видов работ: Применение ГЭСН 03-04-006-07 для ремонта, реконструкции или демонтажа станций, если для этих целей существуют специализированные нормы (например, в сборниках ГЭСНр или ГЭСН на реконструкцию).
  • Как избежать: Всегда проверяйте область применения нормы. ГЭСНм (монтаж оборудования) предназначены для нового строительства и монтажа. Для других видов работ ищите соответствующие нормы в других сборниках.
  1. Арифметические ошибки: Простые ошибки в расчетах, суммировании или округлении, которые могут привести к существенным искажениям итоговой стоимости.
  • Как избежать: Используйте специализированное сметное программное обеспечение, которое минимизирует риск арифметических ошибок. Всегда перепроверяйте ключевые расчеты вручную или с помощью калькулятора.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите всю проектную документацию, включая пояснительные записки, чертежи, спецификации. Это поможет точно определить объемы работ и выбрать правильные нормы.
  • Консультации с инженерами: При возникновении вопросов по технологии выполнения работ или составу конструкций, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по строительству канатных дорог. Их знания помогут избежать ошибок в интерпретации проектных решений.
  • Использование актуальной нормативной базы: Всегда используйте самую свежую редакцию ГЭСН и Методических указаний. Нормативная база регулярно обновляется, и применение устаревших данных может привести к некорректным расчетам.
  • Ведение базы данных: Создайте и поддерживайте собственную базу данных по ценам на материалы и эксплуатацию машин, а также по типичным вопросам и решениям, связанным с применением сложных норм. Это ускорит работу и повысит точность смет.
  • Взаимодействие с заказчиком: Обсуждайте с заказчиком все особенности применения норм, особенно если есть нестандартные условия или требования. Прозрачность в расчетах способствует доверию и предотвращает разногласия.

Связанные нормы

Для полного понимания контекста и правильного выбора нормы, сметчику важно знать другие позиции в таблице 03-04-006, которые описывают различные типы станций двухканатных подвесных грузовых дорог. Каждая из них имеет свои особенности и применяется для конкретного функционального назначения станции.

Выбор конкретной нормы из этой группы зависит от функционального назначения станции, ее конструктивных особенностей и роли в общей системе канатной дороги.

Контрольные моменты

Для обеспечения точности и достоверности сметной документации, сметчику необходимо уделять особое внимание следующим контрольным точкам:

  • Соответствие проектной документации: Убедитесь, что все объемы работ и используемые ресурсы строго соответствуют проектным решениям. Любые расхождения должны быть обоснованы и согласованы.
  • Актуальность нормативной базы: Проверяйте, что применяемая редакция ГЭСН и сопутствующих документов является действующей на момент составления сметы.
  • Обоснование коэффициентов: Каждый примененный коэффициент должен иметь четкое нормативное или проектное обоснование. Избегайте необоснованных повышающих коэффициентов.
  • Проверка состава работ: Помните, что ГЭСН 03-04-006-07 является комплексной нормой. Убедитесь, что не происходит двойного учета работ или материалов, которые уже включены в ее состав.
  • Арифметическая проверка: Тщательно проверяйте все расчеты, включая умножение, сложение и округление. Даже небольшие ошибки могут привести к значительным искажениям в итоговой стоимости.

Соблюдение этих принципов позволит сметчику составить точную, обоснованную и прозрачную смету, минимизируя риски возникновения разногласий и перерасхода средств в процессе строительства.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 03-04-006-07 применяется для строительства двойной якорной станции двухканатной подвесной грузовой дороги.

  • Единица измерения нормы – 1 тонна массы станции, что требует точного определения проектного веса конструкции.

  • Норма является комплексной и учитывает полный цикл работ по возведению станции, включая монтаж и закрепление несущих канатов.

  • В составе ресурсов учтены тяжелая строительная техника (краны, трубоукладчики, лебедки, полуприцепы-тяжеловозы, тракторы) и основные материалы (поковки, лесоматериалы, шпалы).

  • Требуются квалифицированные рабочие со средним разрядом 3,6, способные выполнять сложные монтажные и такелажные работы.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-006-07 применяется для определения сметной стоимости работ по строительству (монтажу) двойной якорной станции двухканатной подвесной грузовой дороги. Она используется при новом строительстве, а также при реконструкции или техническом перевооружении, если работы по возведению станции соответствуют объему и составу, учтенным нормой.

В норме ГЭСН 03-04-006-07 учтены следующие основные материалы на 1 тонну станции: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) массой до 1,6 кг – 2 кг; лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III) – 0.187 м3; доска необрезная хвойных пород естественной влажности (длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III) – 0.275 м3; шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I – 2 шт.

Норма ГЭСН 03-04-006-07 предусматривает трудозатраты рабочих в размере 157 человеко-часов на 1 тонну станции. Средний разряд работы для выполнения данного комплекса работ составляет 3,6. Затраты труда машинистов учтены в машино-часах эксплуатации соответствующих механизмов.

Двойная якорная станция двухканатной подвесной грузовой дороги – это тип линейной станции, где концы несущих канатов надежно закрепляются (заякориваются) в металлоконструкциях станции с помощью анкерных плит и концевых муфт. Она обеспечивает стабильность и натяжение несущих канатов, по которым движутся вагонетки.

Практические советы

1

Всегда запрашивайте у проектировщиков точные данные о массе станции и ее конструктивных элементах для корректного применения нормы.

2

Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и Методические указания по их применению, чтобы правильно применять коэффициенты и понимать состав работ.

3

Используйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации арифметических ошибок.

4

При возникновении нестандартных условий работ или вопросов по технологии, консультируйтесь с инженерами-проектировщиками или специалистами в области канатных дорог.

5

Регулярно обновляйте свою нормативную базу и следите за изменениями в законодательстве по ценообразованию в строительстве.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неверное определение или округление проектной массы станции, что приводит к некорректным расчетам всех ресурсов.

!
Ошибка 2

Необоснованное применение повышающих коэффициентов к норме, не предусмотренных методическими указаниями или фактическими условиями работ.

!
Ошибка 3

Двойной учет работ или материалов, которые уже включены в комплексную норму ГЭСН 03-04-006-07 (например, мелкие такелажные работы или расход крепежа).

!
Ошибка 4

Применение данной нормы для демонтажных работ или капитального ремонта станции без использования соответствующих сборников ГЭСНр или ГЭСН на реконструкцию.

!
Ошибка 5

Использование устаревших редакций нормативной базы, что может привести к несоответствию текущим требованиям и ценам.

1
03-04-006-01

Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: погрузочная

Применяется вместо 03-04-006-07, если станция выполняет функцию погрузки грузов.

2
03-04-006-02

Станция двухканатной подвесной грузовой дороги механизированная: разгрузочная

Применяется вместо 03-04-006-07, если станция выполняет функцию разгрузки грузов.

3
03-04-006-03

Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: угловая проходная

Применяется вместо 03-04-006-07, если станция является угловой и проходной.

4
03-04-006-04

Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: конечная обводная

Применяется вместо 03-04-006-07, если станция является конечной и предназначена для обводки канатов.

5
03-04-006-05

Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: двойная натяжная

Применяется вместо 03-04-006-07, если станция предназначена для двойного натяжения канатов.

6
03-04-006-06

Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: якорно-натяжная

Применяется вместо 03-04-006-07, если станция сочетает функции закрепления и натяжения канатов.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
03-04-006
Тип работ
GESNM
Материалы
[object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object]

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: