Введение: Роль ГЭСН 05-01-135-05 в сметном деле
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) представляют собой основу для определения потребности в ресурсах, необходимых для выполнения строительных и специальных строительных работ. Они являются фундаментальным инструментом для сметчиков, позволяющим точно рассчитать затраты труда, машин и материалов на различных этапах строительства. ГЭСН 05-01-135-05 относится к Сборнику ГЭСН №05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов" и играет специфическую роль в учете транспортных затрат при перемещении строительных грузов по воде.
Эта норма предназначена для добавления к базовым нормам группы 05-01-135, которые учитывают перемещение грузов на первый километр. В частности, ГЭСН 05-01-135-05 применяется для расчета затрат на каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) стальных свай на открытом побережье (открытом рейде). Понимание ее назначения и правильное применение критически важны для формирования достоверной сметной стоимости проектов, включающих водную логистику.
Единицей измерения для данной нормы является "100 тонн" груза, что подчеркивает ее применимость к крупнотоннажным перевозкам. Отличительной особенностью ГЭСН является то, что они отражают исключительно физические объемы ресурсов, без указания их стоимостных показателей в рублях. Стоимость ресурсов определяется отдельно на основании текущих цен и индексов, что позволяет адаптировать сметы к изменяющимся экономическим условиям.
Техническая информация: Детальный анализ нормы
Состав работ по норме
ГЭСН 05-01-135-05, как добавочная норма, имеет лаконичный состав работ: "Перемещение на каждый последующий километр". Несмотря на кажущуюся простоту формулировки, за ней стоит комплекс операций, обеспечивающих безопасную и эффективную транспортировку грузов по воде. Хотя детальный перечень операций не приводится непосредственно в описании данной добавочной нормы, он подразумевает продолжение технологического процесса, начатого базовой нормой ГЭСН 05-01-135-01.
К таким операциям относятся:
- Поддержание заданного курса: Обеспечение движения плавучих средств по оптимальному маршруту с учетом навигационных условий, течений и погодных факторов.
- Контроль за состоянием груза: Мониторинг крепления свай на барже для предотвращения смещений или повреждений во время движения.
- Навигационное обеспечение: Использование навигационного оборудования и карт для точного определения местоположения и соблюдения безопасных дистанций.
- Соблюдение правил судоходства: Выполнение всех требований и предписаний, регулирующих движение судов в данной акватории.
- Взаимодействие с буксиром: Координация действий между баржей и буксиром для эффективного перемещения.
Важно отметить, что данная норма применяется для перемещения на "открытом рейде" или "открытом побережье", что подразумевает условия, отличные от закрытых акваторий (например, портов, каналов) и речных условий. Это влияет на выбор используемых плавучих средств и требования к безопасности.
Материалы и ресурсы
В ГЭСН 05-01-135-05 учтены следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения работ по перемещению грузов:
- Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: 0.53 единицы на 100 т груза. Несамоходные баржи являются основным средством для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов по воде. Их использование на открытом рейде требует наличия буксиров для перемещения. Грузоподъемность в 250 тонн указывает на способность перевозить значительные объемы свай.
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): 0.53 единицы на 100 т груза. Буксиры обеспечивают тягу и маневрирование несамоходных барж. Мощность в 294 кВт (400 л.с.) является достаточной для работы с баржами указанной грузоподъемности в условиях открытого рейда, где могут быть волнения и течения.
Расход этих ресурсов указан на 100 тонн перемещаемого груза (свай) на каждый последующий километр суммарного пути. Это означает, что при расчете сметчик должен учитывать общий объем перемещаемого груза и расстояние, превышающее первый километр.
Трудозатраты и машино-часы
В отличие от многих других ГЭСН, в описании нормы 05-01-135-05 напрямую не указаны трудозатраты рабочих и машино-часы эксплуатации строительных машин. Это объясняется тем, что данная норма является добавочной к базовым нормам группы 05-01-135-01 по 05-01-135-04.
Основные трудозатраты (затраты труда рабочих-строителей и машинистов) и машино-часы (время эксплуатации буксиров и барж) уже учтены в базовых нормах, которые покрывают перемещение на первый километр и возвращение плавучих средств. ГЭСН 05-01-135-05 лишь корректирует расход ресурсов (барж и буксиров) на дополнительное расстояние, предполагая, что основной состав бригады и принцип работы машин остаются прежними. Таким образом, при расчете сметы, трудозатраты и машино-часы будут формироваться на основе базовой нормы, а ГЭСН 05-01-135-05 будет добавлять только расход указанных плавучих средств.
Требования к квалификации
Хотя норма не детализирует требования к квалификации, работы по перемещению грузов по воде на открытом рейде требуют высокой квалификации персонала. Это включает:
- Капитаны и штурманы буксиров: Должны обладать соответствующими лицензиями и опытом работы на морских или крупных речных путях, знанием навигации, правил предотвращения столкновений судов и особенностей работы на открытом рейде.
- Матросы и мотористы: Должны быть обучены работе с судовым оборудованием, швартовке, креплению грузов и обеспечению безопасности на борту.
- Специалисты по креплению грузов: Должны иметь знания и опыт в надежном закреплении свай на барже, чтобы предотвратить их смещение или падение во время транспортировки, особенно в условиях волнения.
Практическое применение: Расчет и особенности
Правильное применение ГЭСН 05-01-135-05 требует четкого понимания ее взаимосвязи с базовыми нормами и специфики расчета "суммарного пути".
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 05-01-135-05 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определить массу перемещаемого груза: Установить общую массу стальных свай, подлежащих транспортировке, в тоннах согласно проектной документации.
- Определить общее расстояние перемещения: Вычислить суммарный путь (туда и обратно) в километрах. Например, если расстояние от пункта А до пункта Б составляет 5 км, то суммарный путь будет 5 км (туда) + 5 км (обратно) = 10 км. Это критически важный аспект, так как норма явно указывает "суммарного пути (туда и обратно)".
- Выделить первый километр: Из общего суммарного пути необходимо вычесть первый километр, который уже учтен в базовой норме ГЭСН 05-01-135-01 (или 05-01-135-02, 05-01-135-03, 05-01-135-04 в зависимости от типа свай). Например, если суммарный путь 10 км, то для ГЭСН 05-01-135-05 остается 9 км.
- Перевести массу груза в единицы измерения нормы: Разделить общую массу груза на 100 тонн, так как единица измерения нормы — "100 т". Например, 500 тонн груза / 100 т = 5 единиц.
- Рассчитать количество применения нормы: Умножить количество единиц массы (из шага 4) на количество последующих километров (из шага 3). Полученное значение будет являться коэффициентом применения нормы 05-01-135-05.
- Применить норму: Умножить полученный коэффициент на нормативные показатели расхода ресурсов (барж и буксиров), указанные в ГЭСН 05-01-135-05.
Примеры использования
Пример 1: Простое перемещение
Предположим, необходимо переместить 300 тонн стальных свай на расстояние 7 км (в одну сторону) по открытому рейду.
- Масса груза: 300 т.
- Суммарный путь (туда и обратно): 7 км * 2 = 14 км.
- Последующие километры для ГЭСН 05-01-135-05: 14 км - 1 км (учитывается базовой нормой ГЭСН 05-01-135-01) = 13 км.
- Единицы массы: 300 т / 100 т = 3 единицы.
- Количество применения нормы 05-01-135-05: 3 единицы * 13 км = 39.
Таким образом, для расчета затрат по ГЭСН 05-01-135-05 необходимо применить ее 39 раз. К этому значению будут применены нормативные расходы барж и буксиров.
Пример 2: Перемещение с несколькими партиями
Если требуется переместить 800 тонн свай, но за две партии по 400 тонн каждая, на то же расстояние 7 км (в одну сторону):
Для каждой партии расчет будет аналогичен:
- Масса груза (одна партия): 400 т.
- Суммарный путь (туда и обратно): 7 км * 2 = 14 км.
- Последующие километры: 14 км - 1 км = 13 км.
- Единицы массы: 400 т / 100 т = 4 единицы.
- Количество применения нормы 05-01-135-05 для одной партии: 4 единицы * 13 км = 52.
Общее количество применения нормы для двух партий: 52 * 2 = 104. Важно учитывать, что каждый "рейс" плавучих средств будет требовать применения базовой нормы для первого километра и добавочной для последующих.
Особенности и ограничения
- Привязка к базовой норме: ГЭСН 05-01-135-05 не может применяться самостоятельно. Она всегда используется в связке с одной из базовых норм группы 05-01-135 (05-01-135-01, 05-01-135-02, 05-01-135-03, 05-01-135-04), которые определяют затраты на первый километр перемещения и возвращение плавучих средств.
- Условия открытого рейда: Норма четко указывает на применение "при работе на открытом рейде". Это означает, что она не подходит для перемещения грузов в закрытых акваториях (например, портах, внутренних водоемах) или речных условиях, для которых существуют другие ГЭСН (например, ГЭСН 42-02-003-02 для закрытой акватории или ГЭСН 44-01-073-01 для речных условий).
- Тип груза: Норма предназначена для перемещения стальных свай (коробчатых, из труб). Хотя в описании самой нормы 05-01-135-05 указано "суммарного пути", контекст группы 05-01-135 явно указывает на сваи. При перемещении других типов грузов по воде следует искать соответствующие нормы в других сборниках ГЭСН.
- Суммарный путь: Обязательный учет пути "туда и обратно" является ключевой особенностью. Неправильное определение этого параметра приведет к существенным ошибкам в расчетах.
- Ресурсный метод: ГЭСН предназначены для составления смет ресурсным методом, где отдельно учитываются физические объемы ресурсов. Для перевода в стоимостные показатели используются текущие цены и индексы, что требует постоянного обновления информации о стоимости ресурсов.
Полезная информация для сметчиков
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение "суммарного пути": Одна из наиболее частых ошибок – учет только пути "туда" или игнорирование требования "туда и обратно".
- Как избежать: Всегда удваивайте расстояние одностороннего перемещения при расчете суммарного пути для данной нормы. Внимательно читайте формулировку нормы.
- Игнорирование базовой нормы для первого километра: Применение ГЭСН 05-01-135-05 без учета базовой нормы 05-01-135-01 (или ее аналогов для других типов свай) приведет к занижению затрат на первый километр, где учтены основные операции и возврат плавучих средств.
- Как избежать: Всегда включайте в смету соответствующую базовую норму (05-01-135-01, 05-01-135-02, 05-01-135-03 или 05-01-135-04) для первого километра перемещения, а ГЭСН 05-01-135-05 применяйте только для последующих километров.
- Применение нормы для неподходящих условий: Использование ГЭСН 05-01-135-05 для перемещения в закрытых акваториях или речных условиях, а не на открытом рейде.
- Как избежать: Внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСН 05 и проектную документацию, чтобы определить тип акватории. Используйте специализированные нормы для других условий (например, ГЭСН 42-02-003-02 для закрытой акватории, ГЭСН 44-01-073-01 для речных условий).
- Неправильное округление или учет массы: Ошибки в переводе фактической массы груза в единицы измерения нормы (100 т).
- Как избежать: Тщательно проверяйте исходные данные по массе груза и выполняйте расчеты с необходимой точностью, округляя результат до двух-трех знаков после запятой, если это не противоречит методическим указаниям.
- Использование устаревших сборников ГЭСН: Нормативная база регулярно обновляется, и применение устаревших норм может привести к некорректным расчетам.
- Как избежать: Всегда используйте актуальные версии сборников ГЭСН, утвержденные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Следите за изменениями и дополнениями, публикуемыми в официальных источниках.
Практические советы
- Комплексный подход: Всегда рассматривайте ГЭСН 05-01-135-05 в контексте всей группы 05-01-135 и общих положений Сборника ГЭСН 05. Это поможет избежать ошибок, связанных с неполным учетом затрат.
- Взаимодействие с проектантами: Для точного определения расстояний, типов грузов и условий перемещения, сметчику необходимо тесно взаимодействовать с разработчиками проектной документации (ПОС – Проект организации строительства, ППР – Проект производства работ).
- Обоснование транспортных схем: В случае возникновения вопросов по обоснованию транспортных затрат, особенно на большие расстояния, ссылайтесь на письма Минстроя России, которые разъясняют порядок учета таких затрат на основании транспортно-логистических схем.
- Применение коэффициентов: Помните, что ГЭСН разработаны для нормальных условий производства работ. Если работы выполняются в осложненных условиях (например, при сильном волнении, ограниченной видимости), могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими рекомендациями. Однако их применение должно быть обосновано проектом.
- Документирование расчетов: Ведите подробную документацию по всем расчетам, включая исходные данные (масса груза, расстояния), примененные нормы и коэффициенты. Это облегчит проверку сметы и обоснование принятых решений.
Связанные нормы
Для полного понимания контекста и корректного применения ГЭСН 05-01-135-05, важно знать связанные с ней нормы:
- ГЭСН 05-01-135-01: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: коробчатых из двух шпунтин". Это базовая норма, к которой добавляется 05-01-135-05. Она учитывает затраты на первый километр перемещения и возврат плавучих средств.
- ГЭСН 05-01-135-02: Аналогичная базовая норма для "свай стальных: коробчатых из четырех шпунтин".
- ГЭСН 05-01-135-03: Аналогичная базовая норма для "свай стальных: из труб диаметром до 800 мм".
- ГЭСН 05-01-135-04: Аналогичная базовая норма для "свай стальных: из труб диаметром свыше 800 мм".
- ГЭСН 05-01-135-06: Добавочная норма для последующих километров перемещения "свай стальных: коробчатых из четырех шпунтин".
- ГЭСН 05-01-135-07: Добавочная норма для последующих километров перемещения "свай стальных: из труб диаметром до 800 мм".
- ГЭСН 05-01-135-08: Добавочная норма для последующих километров перемещения "свай стальных: из труб диаметром свыше 800 мм".
- ГЭСН 42-02-003-02: "Перемещение плавучих средств с камнем от приобъектного склада до места работ: на первый километр в закрытой акватории баржами самоходными". Эта норма может служить примером для сравнения условий "открытого рейда" и "закрытой акватории".
- ГЭСН 44-01-073-01: "Перемещение камня в речных условиях: под водой". Еще один пример нормы для других условий водного транспорта.
Контрольные моменты
При работе с ГЭСН 05-01-135-05 и аналогичными транспортными нормами, сметчику следует уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Соответствие проектной документации: Все параметры (масса груза, расстояние, тип акватории, тип свай) должны строго соответствовать данным, указанным в проекте производства работ (ППР) и проекте организации строительства (ПОС).
- Актуальность нормативной базы: Убедитесь, что используются самые последние редакции ГЭСН и методических указаний по их применению. Нормативная база постоянно обновляется, и использование устаревших данных может привести к искажению сметной стоимости.
- Обоснование выбора транспорта: Если проектом предусмотрены иные средства водного транспорта или условия, отличные от учтенных в ГЭСН 05-01-135, необходимо иметь четкое обоснование для применения индивидуальных расценок или поправочных коэффициентов.
- Проверка расчетов: Всегда перепроверяйте расчеты, особенно при определении суммарного пути и количества единиц измерения. Механические ошибки могут значительно повлиять на итоговую смету.
- Взаимодействие с экспертами: В сложных или нестандартных случаях не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам, инженерам-логистам или специалистам по ценообразованию в строительстве. Коллективный опыт часто помогает найти оптимальные решения.
Заключение
ГЭСН 05-01-135-05 является важным элементом в системе сметного нормирования, позволяющим точно учитывать затраты на водную транспортировку тяжелых строительных грузов, таких как стальные сваи, на значительные расстояния по открытому рейду. Ее корректное применение требует внимательности к деталям, понимания взаимосвязи с базовыми нормами и учета специфических условий выполнения работ.
Сметчики, освоившие нюансы этой и подобных транспортных норм, смогут формировать более точные и обоснованные сметы, что является залогом успешной реализации строительных проектов. Постоянное повышение квалификации, изучение актуальных нормативных документов и обмен опытом с коллегами – ключ к профессиональному росту в области ценообразования в строительстве.
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-135-05 является добавочной и применяется к базовым нормам группы 05-01-135-01 по 05-01-135-04.
-
Учитывает перемещение стальных свай по воде на открытом рейде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно).
-
Единица измерения нормы – 100 тонн груза.
-
Включает расход барж несамоходных (250 т) и дизельных буксиров (294 кВт) на каждый последующий километр.
-
Трудозатраты и машино-часы не указаны напрямую в данной норме, так как учтены в базовых нормах для первого километра.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-135-05?
Когда применяется ГЭСН 05-01-135-05?
ГЭСН 05-01-135-05 применяется для учета затрат на перемещение стальных свай по воде на открытом рейде на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после первого километра. Она всегда используется в дополнение к одной из базовых норм группы 05-01-135-01 по 05-01-135-04, которые покрывают первый километр.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие основные ресурсы: баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т (0.53 на 100 т груза), и буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.) (0.53 на 100 т груза). Эти ресурсы необходимы для осуществления водной транспортировки. [Входные данные]
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
В самой норме ГЭСН 05-01-135-05 трудозатраты рабочих и машино-часы эксплуатации машин напрямую не предусмотрены. Это связано с тем, что данная норма является добавочной, и основные трудозатраты, а также машино-часы буксиров и барж, уже учтены в базовых нормах группы 05-01-135-01 по 05-01-135-04, которые покрывают первый километр перемещения и возврат плавучих средств.
4 Что означает "суммарный путь (туда и обратно)"?
Что означает "суммарный путь (туда и обратно)"?
"Суммарный путь (туда и обратно)" означает, что при расчете расстояния для применения нормы необходимо учитывать не только путь от начальной точки до конечной, но и обратный путь плавучих средств. То есть, если расстояние в одну сторону составляет X км, то для расчета по норме используется 2X км.
5 Можно ли применять эту норму для перемещения грузов в закрытой акватории?
Можно ли применять эту норму для перемещения грузов в закрытой акватории?
Нет, ГЭСН 05-01-135-05 предназначена исключительно для работы на "открытом рейде" или "открытом побережье". Для перемещения грузов в закрытых акваториях или речных условиях существуют другие специализированные нормы, например, ГЭСН 42-02-003-02 или ГЭСН 44-01-073-01.
Практические советы
Всегда начинайте расчет транспортных затрат с определения базовой нормы для первого километра, а затем применяйте ГЭСН 05-01-135-05 для последующих километров.
Тщательно проверяйте проектную документацию для определения точной массы груза, расстояний перемещения и типа акватории (открытый рейд).
Помните, что ГЭСН отражают ресурсные показатели, а не стоимостные. Для получения сметной стоимости необходимо использовать актуальные текущие цены и индексы.
В случае сложных или нестандартных условий перемещения, рассмотрите возможность применения поправочных коэффициентов, предусмотренных методическими указаниями к ГЭСН, с обязательным обоснованием.
Вести подробную документацию по всем расчетам, включая исходные данные и обоснования, для облегчения проверки и аудита сметы.
Частые ошибки
Неправильное определение "суммарного пути" путем учета только расстояния в одну сторону, а не "туда и обратно".
Применение ГЭСН 05-01-135-05 без учета соответствующей базовой нормы (05-01-135-01, 05-01-135-02, 05-01-135-03 или 05-01-135-04) для первого километра перемещения.
Использование данной нормы для условий, отличных от "открытого рейда", например, для закрытых акваторий или речных условий.
Ошибки в переводе фактической массы груза в единицы измерения нормы (100 т), что приводит к некорректному коэффициенту применения.
Применение устаревших версий сборников ГЭСН, что может привести к неактуальным расчетам и несоответствию текущим требованиям.