Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-135-08 является важным инструментом в арсенале сметчика, предназначенным для корректного определения затрат на перемещение строительных грузов водным транспортом. Эта норма относится к разделу "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов" Сборника ГЭСН-05 и регулирует специфический аспект транспортировки – учет дополнительных затрат на каждый последующий километр пути при перемещении стальных свай по воде.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-135-08 применяется для расчета дополнительных затрат, возникающих при перемещении стальных свай (в частности, из труб диаметром свыше 800 мм) по воде на открытом побережье (открытом рейде) на расстояние, превышающее первый километр. Она является добавочной нормой к ГЭСН 05-01-135-04, которая учитывает перемещение на первый километр суммарного пути (туда и обратно).
Основная цель данной нормы – обеспечить точный учет ресурсных затрат (машинное время, трудозатраты) на каждый дополнительный километр транспортировки, что критически важно для формирования достоверной сметной стоимости строительных проектов, связанных с водными работами. ГЭСН являются исходными нормами для разработки других сметных нормативов, таких как единичные расценки федерального, территориального и отраслевого уровней, а также индивидуальные и укрупненные сметные нормативы.
Основные характеристики
- Код нормы: 05-01-135-08
- Название: "На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-135-04"
- Единица измерения: 100 т (сто тонн) перемещаемого груза (свай).
- Тип работ: GESN (Государственная элементная сметная норма).
- Категория: 05-01-135 (группа норм, связанных с перемещением свай по воде).
Техническая информация
Для корректного применения ГЭСН 05-01-135-08 необходимо четко понимать состав работ, учтенные материалы и ресурсы, а также трудозатраты, предусмотренные данной нормой.
Состав работ по норме
Согласно описанию, состав работ по ГЭСН 05-01-135-08 включает в себя одну основную операцию: "Перемещение на каждый последующий километр". Это означает, что норма учитывает затраты, связанные непосредственно с движением плавучих средств (барж и буксиров) на каждый дополнительный километр пути, после того как учтен первый километр базовой нормой ГЭСН 05-01-135-04.
Важно отметить, что базовая норма ГЭСН 05-01-135-04 включает в себя "Перемещение на первый километр" и "Возвращение плавучих средств". Таким образом, ГЭСН 05-01-135-08 дополняет эти операции, учитывая протяженность маршрута. Суммарный путь подразумевает расстояние "туда и обратно", что является стандартным подходом при расчете транспортных затрат.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 05-01-135-08, как и другие ГЭСН, определяет потребность в ресурсах. В данном случае, основными ресурсами, учтенными в норме, являются машины и оборудование, необходимые для водной транспортировки. Материалы, которые перемещаются (стальные сваи), не являются расходуемым ресурсом в рамках данной нормы, а являются объектом перемещения. В норме учтены следующие машины и оборудование:
- Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: 0.34 маш.-ч на 100 т перемещаемого груза.
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): 0.34 маш.-ч на 100 т перемещаемого груза.
Эти ресурсы отражают состав плавучих средств, необходимых для выполнения работ по перемещению грузов по воде на открытом рейде. Расход машино-часов указан на единицу измерения нормы – 100 тонн груза.
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты по ГЭСН 05-01-135-08 в основном связаны с работой машинистов, управляющих буксирами. В норме учтены:
- Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ): 2.15 чел.-ч на 100 т перемещаемого груза.
- Итого по трудозатратам рабочих: 0 чел.-ч.
Это означает, что прямые трудозатраты рабочих-строителей в данной норме не предусмотрены, поскольку основная работа выполняется машинами, а труд машинистов учтен в стоимости эксплуатации машин и механизмов. Средний разряд работы для машинистов, как правило, соответствует разряду, указанному в базовой норме ГЭСН 05-01-135-04, который составляет 3.9.
Требования к квалификации
Учитывая, что основные трудозатраты приходятся на машинистов буксиров, к ним предъявляются требования по наличию соответствующей квалификации и допусков для работы на водном транспорте. Это включает знание правил судовождения, техники безопасности, а также умение управлять дизельными буксирами указанной мощности в условиях открытого рейда.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-135-08 требует понимания ее взаимосвязи с базовой нормой и четкого алгоритма расчета.
Пошаговый алгоритм расчета
Расчет стоимости перемещения груза с использованием ГЭСН 05-01-135-08 всегда начинается с определения общего расстояния перемещения и применения базовой нормы ГЭСН 05-01-135-04.
- Определите общее расстояние перемещения: Установите суммарное расстояние (туда и обратно) в километрах, на которое необходимо переместить 100 тонн стальных свай. Это расстояние должно быть обосновано проектной или иной технической документацией.
- Примените базовую норму ГЭСН 05-01-135-04: Эта норма учитывает затраты на первый километр суммарного пути. Ее следует применить один раз на весь объем перемещаемого груза (в 100 т).
- Рассчитайте количество дополнительных километров: Из общего расстояния перемещения вычтите 1 километр (учтенный базовой нормой). Полученное значение – это количество "последующих километров", на которые будет применяться ГЭСН 05-01-135-08.
- Пример: Если общее расстояние перемещения составляет 10 км, то для ГЭСН 05-01-135-08 будет учтено 10 - 1 = 9 последующих километров.
- Примените ГЭСН 05-01-135-08: Умножьте количество дополнительных километров на расход ресурсов, предусмотренный ГЭСН 05-01-135-08. Эта норма применяется на каждый последующий километр суммарного пути.
- Суммируйте затраты: Общая сметная стоимость перемещения будет складываться из стоимости, рассчитанной по ГЭСН 05-01-135-04, и стоимости, рассчитанной по ГЭСН 05-01-135-08 для всех последующих километров.
Примеры использования
Пример 1: Перемещение 500 тонн свай на 5 км (суммарный путь туда и обратно).
Объем груза: 500 т = 5 x 100 т.
Расстояние: 5 км.
Применение ГЭСН 05-01-135-04: 5 единиц (на 500 т) x 1 км.
Количество последующих километров: 5 - 1 = 4 км.
Применение ГЭСН 05-01-135-08: 5 единиц (на 500 т) x 4 км.
Итоговая сметная стоимость будет включать затраты по ГЭСН 05-01-135-04 (5 единиц) и по ГЭСН 05-01-135-08 (20 единиц).
Пример 2: Перемещение 200 тонн свай на 1 км (суммарный путь туда и обратно).
Объем груза: 200 т = 2 x 100 т.
Расстояние: 1 км.
В этом случае применяется только ГЭСН 05-01-135-04 (2 единицы), так как нет "последующих километров" для ГЭСН 05-01-135-08.
Особенности и ограничения
- Специфика груза: Норма 05-01-135-08, как и базовая 05-01-135-04, предназначена для перемещения стальных свай из труб диаметром свыше 800 мм. Для других типов свай (коробчатых, из труб до 800 мм) используются другие нормы в этой же группе (например, ГЭСН 05-01-135-05 к ГЭСН 05-01-135-01, ГЭСН 05-01-135-06 к ГЭСН 05-01-135-02, ГЭСН 05-01-135-07 к ГЭСН 05-01-135-03).
- Условия работы: Норма применяется для работы на открытом побережье (открытом рейде). Это важно учитывать, поскольку условия перемещения в закрытых акваториях или на реках могут отличаться и требовать применения других норм или корректирующих коэффициентов.
- Суммарный путь: Всегда учитывается суммарный путь "туда и обратно". Это позволяет учесть возврат плавучих средств к месту базирования или следующей операции.
- Индексация: ГЭСН содержат прямые затраты в ценах базисного периода (например, 2000 года для ГЭСН-2001). Для получения текущей сметной стоимости необходимо применять индексы пересчета в текущие цены.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-135-08 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение расстояния: Одной из частых ошибок является неверное определение суммарного пути (туда и обратно) или учет только пути в одну сторону. Это приводит к занижению или завышению сметной стоимости. Совет: Всегда уточняйте в проектной документации или у заказчика точное расстояние перемещения и помните о принципе "туда и обратно".
- Игнорирование базовой нормы: Некоторые сметчики могут ошибочно применять ГЭСН 05-01-135-08 с первого километра, забывая о необходимости применения ГЭСН 05-01-135-04 для первого километра. Совет: Всегда начинайте расчет с ГЭСН 05-01-135-04 и только затем добавляйте ГЭСН 05-01-135-08 для последующих километров.
- Неверная единица измерения: Норма применяется на 100 тонн груза. Ошибки могут возникнуть при пересчете фактического веса свай в единицы нормы. Совет: Внимательно переводите общий вес перемещаемых свай в "сотни тонн" для корректного применения нормы.
- Неучет специфики груза: Применение данной нормы для перемещения других типов свай или грузов, не предусмотренных ее описанием, является ошибкой. Совет: Убедитесь, что перемещаемый груз соответствует описанию нормы – стальные сваи из труб диаметром свыше 800 мм. Для других типов свай используйте соответствующие нормы серии 05-01-135.
- Отсутствие индексации: Расценки ГЭСН даны в базисных ценах. Неприменение индексов пересчета в текущие цены приведет к некорректной итоговой стоимости. Совет: Всегда применяйте актуальные индексы пересчета, утвержденные для вашего региона и периода, чтобы получить текущую сметную стоимость. Программы для составления сметы часто сигнализируют о таких ошибках красным цветом.
Практические советы
- Детализация в проекте: Настаивайте на максимально подробном описании логистики перемещения грузов в проектной документации. Чем точнее указаны расстояния, типы грузов и условия транспортировки, тем проще и точнее будет расчет сметы.
- Использование сметных программ: Современные сметные программы (например, "ГРАНД-Смета") значительно упрощают работу с ГЭСН, автоматизируя расчеты и помогая избежать ошибок. Они также позволяют загружать актуальные данные о ценах на перевозку.
- Изучение методических указаний: Регулярно изучайте методические рекомендации по определению сметных цен на перевозку грузов для строительства. Это поможет быть в курсе последних изменений и особенностей применения норм. В частности, Приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (Методика № 421/пр) регулирует определение дополнительных затрат на перевозку грузов.
- Взаимодействие с логистами: При возникновении сомнений в расстояниях или условиях перемещения, консультируйтесь с логистами или специалистами по транспортным операциям. Их практический опыт может быть очень ценным.
Связанные нормы
ГЭСН 05-01-135-08 является частью группы норм, регулирующих перемещение свай по воде. К ним относятся:
- ГЭСН 05-01-135-01: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: коробчатых из двух шпунтин".
- ГЭСН 05-01-135-02: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: коробчатых из четырех шпунтин".
- ГЭСН 05-01-135-03: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: из труб диаметром до 800 мм".
- ГЭСН 05-01-135-04: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: из труб диаметром свыше 800 мм". (Базовая норма для 05-01-135-08).
- ГЭСН 05-01-135-05: "На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-135-01".
- ГЭСН 05-01-135-06: "На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-135-02".
- ГЭСН 05-01-135-07: "На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: к норме 05-01-135-03".
Эти нормы применяются в зависимости от типа перемещаемых свай и расстояния. Важно использовать соответствующую базовую норму для первого километра и правильную добавочную норму для последующих километров.
Контрольные моменты
- Проверка проектной документации: Убедитесь, что расстояние и тип перемещаемого груза четко указаны в проекте. Любые расхождения могут привести к ошибкам в смете.
- Актуальность нормативной базы: Используйте только актуальные редакции ГЭСН (например, ГЭСН-2001 в редакции 2020 или 2022 года), так как нормативы могут обновляться.
- Обоснование дополнительных затрат: Если требуется учесть перевозку грузов сверх расстояния, учтенного сметными ценами, это должно быть обосновано в проектной и/или иной технической документации.
- Комплексный подход: Помните, что ГЭСН 05-01-135-08 – это лишь часть общей сметы. Необходимо учитывать все сопутствующие работы и затраты, включая погрузочно-разгрузочные работы, которые определяются по отдельным сметным нормам и ценам.
Применение ГЭСН 05-01-135-08 требует внимательности и понимания ее специфики. Следуя изложенным рекомендациям, сметчики смогут точно и корректно определять затраты на водное перемещение свай, обеспечивая достоверность сметной документации.
Ключевые моменты
-
ГЭСН 05-01-135-08 является добавочной нормой к ГЭСН 05-01-135-04 для учета расстояния.
-
Применяется для перемещения стальных свай из труб диаметром свыше 800 мм по воде на открытом рейде.
-
Единица измерения нормы – 100 тонн перемещаемого груза.
-
Учитывает машинное время несамоходных барж (250 т) и дизельных буксиров (294 кВт).
-
Трудозатраты включают только машинистов (2.15 чел.-ч), прямые трудозатраты рабочих не предусмотрены.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-135-08?
Когда применяется ГЭСН 05-01-135-08?
ГЭСН 05-01-135-08 применяется для учета затрат на каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) при водной транспортировке стальных свай из труб диаметром свыше 800 мм. Она используется после того, как первый километр пути учтен базовой нормой ГЭСН 05-01-135-04.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В самой норме ГЭСН 05-01-135-08 не учтены материалы как расходуемые ресурсы. Она учитывает только машинное время и трудозатраты, необходимые для перемещения груза. Перемещаемые "материалы" – это стальные сваи, которые являются объектом транспортировки, а не ресурсом, потребляемым в процессе работы.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 05-01-135-08 предусматривает трудозатраты машинистов в размере 2.15 чел.-ч на 100 тонн перемещаемого груза. Эти затраты входят в стоимость эксплуатации машин и механизмов. Трудозатраты рабочих-строителей в данной норме не учтены (0 чел.-ч). Средний разряд работы для машинистов, как правило, составляет 3.9.
4 Как рассчитывается суммарный путь для применения нормы?
Как рассчитывается суммарный путь для применения нормы?
Суммарный путь рассчитывается как расстояние "туда и обратно". Например, если сваи перемещаются на 5 км в одну сторону, то суммарный путь составит 10 км. ГЭСН 05-01-135-04 учитывает первый километр этого суммарного пути, а ГЭСН 05-01-135-08 применяется для каждого последующего километра.
Практические советы
Всегда четко определяйте суммарное расстояние перемещения (туда и обратно) в соответствии с проектной документацией.
Последовательно применяйте нормы: сначала ГЭСН 05-01-135-04 для первого километра, затем ГЭСН 05-01-135-08 для всех последующих километров.
Внимательно переводите объем перемещаемого груза в единицы измерения нормы (100 тонн).
Используйте сметные программы для автоматизации расчетов и контроля за правильностью применения норм и индексов.
Регулярно проверяйте актуальность нормативной базы и методических указаний по ценообразованию в строительстве.
Частые ошибки
Неправильное определение суммарного пути (туда и обратно), что приводит к некорректному расчету расстояния.
Применение ГЭСН 05-01-135-08 с первого километра, игнорируя необходимость использования базовой нормы ГЭСН 05-01-135-04 для первого километра.
Ошибки в пересчете фактического веса груза в единицы измерения нормы (100 тонн).
Использование нормы для перемещения грузов, не соответствующих ее описанию (например, других типов свай или материалов).
Неприменение актуальных индексов пересчета в текущие цены, что искажает итоговую сметную стоимость.