Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-132-09 является важным инструментом для точного определения затрат при выполнении свайных работ, связанных с водным транспортом. Эта норма относится к разделу "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов" Сборника ГЭСН 81-02-05-2001 и его последующих редакций.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-132-09 предназначена для учета дополнительных затрат, возникающих при перемещении строительных материалов, а именно стальных шпунтовых свай, по воде в закрытой акватории. Важно отметить, что данная норма не является самостоятельной, а выступает как дополнительная к базовой норме 05-01-132-02. Она применяется для каждого последующего километра суммарного пути (туда и обратно) после первого километра, который учтен базовой нормой.
Основная цель применения ГЭСН 05-01-132-09 – обеспечить корректное отражение в сметной документации затрат на транспортировку свай на расстояния, превышающие первый километр, для которого предусмотрены отдельные нормативы. Это позволяет сметчикам более точно планировать бюджеты проектов, связанных с гидротехническим строительством, мостовыми работами или любыми другими видами работ, где требуется перемещение свай по воде.
Основные характеристики
- Код нормы: 05-01-132-09
- Полное наименование: "На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-132-02"
- Единица измерения: 100 тонн (100 т) перемещаемых свай. Это означает, что норматив ресурсов рассчитан на транспортировку 100 тонн груза на каждый последующий километр суммарного пути.
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
- Категория: 05-01-132 (Перемещение по воде свай стальных из шпунта в закрытой акватории).
- Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1.
Техническая информация
Понимание состава работ и необходимых ресурсов, учтенных в ГЭСН 05-01-132-09, критически важно для ее правильного применения.
Состав работ по норме
Основной и единственный вид работ, учтенный данной нормой, – это "Перемещение на каждый последующий километр". Это подразумевает затраты, связанные с продолжением движения плавучих средств (барж и буксиров) для доставки стальных шпунтовых свай на объект строительства после преодоления первого километра пути. В отличие от базовых норм, которые могут включать погрузку, разгрузку и перемещение на первый километр, данная норма фокусируется исключительно на дополнительном расстоянии.
Материалы и ресурсы
В соответствии с входными данными и официальными источниками, норма 05-01-132-09 учитывает следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения работ:
- Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 1.15 единиц измерения (маш.-ч). Эти баржи служат для непосредственной перевозки свай.
- Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 1.15 единиц измерения (маш.-ч). Буксиры обеспечивают движение несамоходных барж, осуществляя их тягу или толкание по водной поверхности.
Важно отметить, что хотя в исходных данных эти позиции указаны в разделе "Материалы и ресурсы", по своей сути они являются основными машинами и оборудованием, задействованными в процессе транспортировки. Расход указан на 100 тонн перемещаемого груза на каждый последующий километр суммарного пути.
Трудозатраты и время выполнения
В исходных данных трудозатраты не были указаны явно. Однако, согласно ФЕР 05-01-132-09, которая является федеральной единичной расценкой, разработанной на основе ГЭСН, предусмотрены "Затраты труда машинистов" в объеме 4.6 чел.-ч. Эти трудозатраты относятся к работе персонала, управляющего буксирами и обеспечивающего перемещение барж со сваями. Квалификация персонала должна соответствовать требованиям для работы на водном транспорте и эксплуатации указанных машин.
Машины и оборудование
Как уже было отмечено, основными машинами и оборудованием, учтенными в норме, являются:
- Баржи несамоходные, грузоподъемность 250 т: 1.15 маш.-ч.
- Буксиры дизельные, мощность 221 кВт (300 л.с.): 1.15 маш.-ч.
Эти машины являются ключевыми для выполнения работ по перемещению грузов по воде. Их количество и характеристики определяют производительность и возможность выполнения задачи в заданные сроки.
Требования к квалификации
Для выполнения работ, учтенных нормой 05-01-132-09, требуется квалифицированный персонал, способный управлять водным транспортом (буксирами) и обеспечивать безопасную транспортировку грузов (свай) на баржах. Это включает в себя знание правил судоходства в закрытой акватории, навыки управления буксирными операциями, а также понимание особенностей транспортировки крупногабаритных и тяжелых грузов. Разряд рабочих-машинистов, как правило, соответствует требованиям для эксплуатации сложной строительной техники и водного транспорта.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-132-09 требует четкого понимания ее места в общей структуре сметных расчетов и алгоритма ее использования.
Пошаговый алгоритм расчета
Применение нормы 05-01-132-09 всегда начинается с определения необходимости учета перемещения свай по воде и расчета общего расстояния. Вот пошаговый алгоритм:
- Определите тип и массу свай: Убедитесь, что перемещаются именно стальные шпунтовые сваи, и определите их массу на 1 погонный метр, а также общую длину. Норма 05-01-132-02, к которой применяется 05-01-132-09, предназначена для свай массой 1 м до 70 кг и длиной до 15 м.
- Рассчитайте суммарный путь: Определите общее расстояние, на которое необходимо переместить сваи по воде (туда и обратно). Например, если расстояние до объекта 5 км, то суммарный путь составит 10 км (5 км туда + 5 км обратно).
- Примените базовую норму: Для первого километра суммарного пути (туда и обратно) необходимо применить базовую норму 05-01-132-02. Эта норма учитывает все основные операции по перемещению на начальном участке.
- Определите количество последующих километров: Вычтите первый километр из общего суммарного пути. Например, если суммарный путь 10 км, то последующих километров будет 9 (10 - 1 = 9).
- Примените ГЭСН 05-01-132-09: Умножьте норматив ресурсов (из ГЭСН 05-01-132-09) на количество последующих километров и на объем перемещаемого груза (в сотнях тонн). Единица измерения нормы – 100 т, поэтому фактическую массу груза необходимо разделить на 100.
Примеры использования
Пример 1: Перемещение 300 тонн свай на расстояние 3 км (в одну сторону)
- Суммарный путь: 3 км (туда) + 3 км (обратно) = 6 км.
- Базовая норма: Применяется 05-01-132-02 для первого километра суммарного пути (100 т).
- Последующие километры: 6 км - 1 км = 5 км.
- Применение 05-01-132-09: Норма 05-01-132-09 применяется 5 раз для каждых 100 тонн груза. Если перемещается 300 тонн, то это 3 единицы измерения (300 т / 100 т). Таким образом, норма 05-01-132-09 будет применена 5 км * 3 ед. изм. = 15 раз.
Пример 2: Перемещение 150 тонн свай на расстояние 0.5 км (в одну сторону)
- Суммарный путь: 0.5 км (туда) + 0.5 км (обратно) = 1 км.
- Применение нормы: В данном случае, поскольку суммарный путь составляет ровно 1 км, применяется только базовая норма 05-01-132-02. Норма 05-01-132-09 не применяется, так как нет "последующих" километров.
Особенности и ограничения
- Только для последующих километров: ГЭСН 05-01-132-09 строго применяется только для расстояний, превышающих первый километр суммарного пути. Нельзя применять ее для первого километра или как самостоятельную норму.
- Закрытая акватория: Норма предназначена для перемещения в закрытых акваториях (реки, озера, каналы), где условия судоходства отличаются от морских или открытых водных путей. Это влияет на выбор плавучих средств и требования к безопасности.
- Тип груза: Норма привязана к перемещению стальных шпунтовых свай. При транспортировке других видов грузов или свай иных характеристик (например, железобетонных свай, пакетов свай другой конфигурации или массы) следует использовать соответствующие нормы, если таковые имеются, или разрабатывать индивидуальные расценки.
- Суммарный путь: Всегда учитывается путь "туда и обратно", даже если в проекте указано только расстояние до объекта. Это стандартное требование для норм на перемещение.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-132-09 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормативах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение к первому километру: Самая распространенная ошибка – попытка применить 05-01-132-09 для первого километра перемещения. Для первого километра всегда используется базовая норма 05-01-132-02.
- Как избежать: Всегда начинайте расчет с определения общего суммарного пути и выделения первого километра для базовой нормы.
- Игнорирование "суммарного пути": Расчет только расстояния "туда" без учета обратного пути плавучих средств. Это приводит к занижению сметной стоимости.
- Как избежать: Всегда удваивайте расстояние, указанное в проекте, чтобы получить суммарный путь (туда и обратно), если иное не оговорено в проектной документации или технической части сборника.
- Применение к другим типам свай или условиям: Использование нормы для перемещения железобетонных свай, или для работ в открытом море, или для свай с другими характеристиками, отличными от указанных в базовой норме 05-01-132-02.
- Как избежать: Внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСН 05 и описания базовых норм серии 05-01-132, чтобы убедиться в соответствии типа груза и условий транспортировки.
- Неверный учет единицы измерения: Ошибка в переводе фактической массы груза в единицы измерения нормы (100 т).
- Как избежать: Всегда делите общую массу перемещаемых свай на 100, чтобы получить корректное количество единиц измерения для применения нормы.
Практические советы
- Всегда начинайте с базовой нормы: Прежде чем применять 05-01-132-09, убедитесь, что вы правильно применили соответствующую базовую норму (в данном случае 05-01-132-02) для первого километра.
- Проверяйте проектную документацию: Уточняйте в проекте точное расстояние перемещения, тип и характеристики свай, а также условия акватории (закрытая/открытая).
- Используйте программное обеспечение: Современные сметные программы значительно упрощают расчеты, автоматически учитывая взаимосвязи между нормами и проверяя корректность применения.
- Консультируйтесь с экспертами: В случае сомнений или нестандартных ситуаций не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к специалистам по ценообразованию в строительстве или в органы, утверждающие сметные нормативы.
Связанные нормы
ГЭСН 05-01-132-09 является частью обширной группы норм, регулирующих перемещение свай по воде. Важно понимать их взаимосвязь:
Базовые нормы (Перемещение на первый километр):
05-01-132-01: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных.
05-01-132-02: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных. (Базовая норма для 05-01-132-09).
05-01-132-03: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных.
05-01-132-04: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных.
05-01-132-05: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных.
05-01-132-06: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: массой 1 м свыше 70 кг, длиной до 30 м шпунтовых одиночных.
05-01-132-07: Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории свай стальных: пакетных из 11 шпунтин.
Дополнительные нормы (На каждый последующий километр):
05-01-132-08: Добавлять к норме 05-01-132-01.
05-01-132-10: Добавлять к норме 05-01-132-03.
05-01-132-11: Добавлять к норме 05-01-132-04.
05-01-132-12: Добавлять к норме 05-01-132-05.
05-01-132-13: Добавлять к норме 05-01-132-06.
05-01-132-14: Добавлять к норме 05-01-132-07.
Контрольные моменты
При работе с ГЭСН 05-01-132-09 и связанными нормами необходимо уделять внимание следующим контрольным точкам:
- Соответствие проектной документации: Всегда сверяйте данные, используемые для расчета, с проектными решениями. Расстояние, тип и масса свай должны быть четко определены в проекте.
- Условия транспортировки: Убедитесь, что условия перемещения (закрытая акватория) соответствуют области применения нормы.
- Актуальность нормативов: Используйте актуальные редакции ГЭСН. Нормы могут обновляться, и применение устаревших данных приведет к ошибкам в смете.
- Проверка расчетов: После составления сметы рекомендуется провести перекрестную проверку расчетов, особенно для длинных дистанций, где ошибка в применении дополнительной нормы может привести к существенным отклонениям.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно использовать ГЭСН 05-01-132-09, обеспечивая точность и достоверность сметной документации.
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-132-09 является дополнительной и применяется только после первого километра перемещения.
-
Она относится к транспортировке стальных шпунтовых свай по воде в закрытой акватории.
-
Единица измерения нормы – 100 тонн перемещаемого груза.
-
В норме учтены затраты на эксплуатацию несамоходных барж (250 т) и дизельных буксиров (221 кВт).
-
Трудозатраты машинистов составляют 4.6 чел.-ч на 100 тонн на каждый последующий километр.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-132-09?
Когда применяется ГЭСН 05-01-132-09?
ГЭСН 05-01-132-09 применяется для учета затрат на каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) стальных шпунтовых свай по воде в закрытой акватории. Она используется как дополнение к базовой норме 05-01-132-02, которая учитывает первый километр транспортировки.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены ресурсы, необходимые для водной транспортировки: баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т (1.15 маш.-ч) и буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.) (1.15 маш.-ч). Несмотря на то, что в исходных данных они указаны как "материалы и ресурсы", по сути это основные машины и оборудование, задействованные в процессе.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Согласно данным, полученным из ФЕР 05-01-132-09, которая базируется на ГЭСН, предусмотрены затраты труда машинистов в размере 4.6 чел.-ч на каждые 100 тонн перемещаемого груза на каждый последующий километр.
4 Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Как правильно рассчитать расстояние для применения нормы?
Для применения нормы необходимо рассчитать суммарный путь, который включает расстояние "туда" и "обратно". Например, если расстояние до объекта 5 км, то суммарный путь составит 10 км. Норма 05-01-132-09 применяется для каждого километра, начиная со второго (то есть, для (суммарный путь - 1) км).
Практические советы
Всегда начинайте расчет с применения базовой нормы 05-01-132-02 для первого километра суммарного пути.
Тщательно проверяйте проектную документацию на предмет точного расстояния, типа и характеристик свай, а также условий акватории.
Используйте сметные программы, которые автоматизируют учет взаимосвязей между базовыми и дополнительными нормами.
При возникновении нестандартных ситуаций или сомнений в применении нормы обращайтесь к официальным методическим рекомендациям или экспертам в области ценообразования.
Частые ошибки
Применение нормы 05-01-132-09 для первого километра перемещения вместо базовой нормы 05-01-132-02.
Неучет обратного пути плавучих средств при расчете суммарного расстояния, что приводит к занижению сметной стоимости.
Использование нормы для транспортировки других видов свай (например, железобетонных) или в условиях, отличных от закрытой акватории.
Ошибки в пересчете фактической массы груза в единицы измерения нормы (100 тонн).